Семь смертных грехов водителя: займи правый ряд

Езда в левом ряду – один из признаков водителя, слабо уверенного в своих действиях, а потому ей мы посвятим продолжение цикла материалов о пагубных водительских привычках.

img

Читайте Правила дорожного движения

Первым делом обратимся к ПДД и увидим, что вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3, или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Прямо так и написано: "Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых".

Еще уточняется, что в населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. И опять же: "Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота...".

Наконец, за езду в левом ряду в нарушение п. 9.4 ПДД предусмотрен штраф 1500 рублей по статье 12.15.1 КоАП РФ. Жаль, камеры не умеют это распознавать, а инспекторы ДПС нечасто обращают внимание на подобные дорожные ситуации – уж слишком много сил нужно будет потратить, чтобы доказать вину того, кто полз слева по своим важным делам, затрудняя движение.

Еду на пределе разрешенной скорости, зачем уступать?

Как известно, дорожная обстановка (плотность потока, интенсивность его движения, количество машин и иного транспорта, равно как и погодные условия) меняется на дороге каждую минуту. А вот стиль вождения и навыки для очень многих водителей, к сожалению, со временем становятся привычкой крепче курения. Водитель привыкает слегка пренебрегать разметкой или знаками, потому что 10 лет подряд по пути на работу и обратно где-то не с той полосы совершал поворот или сокращал путь до ближайшего поворота по обочине. Однако такой набор привычек, подходящих для знакомой дорожной обстановки, совершенно не подойдет для загородной трассы, платной магистрали или, например, для оживленной улицы в Москве.

Вспомните наплыв дачников на дорогах в первые дни весны или повсеместные заторы с первым снегопадом. Привычки, сформировавшиеся за лето, становятся неуместными и почти все водители вынуждены перестраиваться с залихватского асфальтового режима в снежно-ледовые условия езды с сильно ограниченной видимостью. Есть и отдельная категория людей, которые вовсе не садятся за руль с ноября по апрель.

Автоинструктор Денис с почти 20-летним стажем, рассказал корреспонденту "СитиТрафика", что одно из основных табу для всех курсантов автошколы, где он работает, это именно езда в левом ряду.

- Будь у тебя хоть Porsche, хоть Ока, займи правый ряд и двигайся в нем с той скоростью, которая предписана ПДД, – говорит человек, чья работа – не столько механически научить ездить, сколько водить машину безопасно. Увы, твердолобость людей, привыкших ездить так, как удобно именно им, еще много лет будет оставаться истинной причиной ДТП, и вот почему.

Постоянная езда в медленном темпе слева тоже входит в привычку. При обгоне такой водитель действует вяло, поскольку он привык, что можно занимать любое положение на дороге, не набрав заранее должную скорость и не убедившись в безопасности своих действий. Среди профессиональных пилотов автомобильных гонок для такого стиля езды давно придуман свой термин – "пассивный обгон". Это когда обгоняемый в правом ряду едет заметно бодрее того, кто вылез влево, да на том и позабыл, зачем он там оказался.
Печально и то, что такой человек всерьез считает, что можно занять левый ряд, если двигаться в нем с максимально разрешенной скоростью. Так вот, нельзя! Это само по себе нарушение.

Нужно ли управлять машиной, если она едет сама?

В 2024 году на отрезке скоростной трассы М12 в Нижегородской области кроссовер GAC GS8 въехал в стоящее транспортное средство, потому что адаптивные электронные помощники "не увидели" препятствие. Погиб пассажир автомобиля, а водитель был серьезно травмирован. По этому поводу, в сентябре 2025 года представительство китайской компании GAC Motor Rus разослало российским СМИ свой комментарий, в котором прямо указано: "Водитель должен контролировать дорожную обстановку и несет ответственность за скорость и дистанцию до других автомобилей".

Это к тому, что электронные ассистенты водителя – штука неплохая. Однако же с массовым приходом в РФ китайских автомобилеподобных гаджетов на колесах на автомагистралях быстро образовался отдельный зачет адептов негласной секты электронных помощников.

Jaecoo J7 – китайский чемодан с ручками

Этот особо опасный подвид нарушителей ПДД создает угрозу остальным участникам движения, находясь в любом ряду, поскольку ковыряется в смартфоне и не смотрит на дорогу. Электроника же "читает" положение машины в полосе, разметка видна четко, что может произойти?

Таким уникальным людям даже сигнализировать бесполезно, ведь они и по зеркалам не смотрят тоже. Обгон же превращается в смертельно опасную лотерею: обойти его справа, значит самому нарушить ПДД, а тормозить и дожидаться, когда сознание вернется в голову, движущегося впереди человека – тоже история с определенным риском спровоцировать трагедию. А в этот момент позади легко может быть, например, тяжёлый грузовик на приличной скорости… 

Учимся быстро и безопасно ездить по платным дорогам

Что удобно одному, смертельно опасно для других

Люди, зачастую образованные и занимающиеся вполне достойной профессиональной деятельностью, не стесняясь, заявляют: "Мне так удобно!". Крыть такую непробиваемую глупость нечем. Подытожим тем, что страшнее любого штрафа, не дай Бог, будет пресловутая фура без тормозов. Или Скорая помощь, которой нужно срочно доставить пациента на операционный стол. 

Коль уж мгновенно размер "штрафа" вырастает до ставки в человеческую жизнь, то уже в который остается взывать: займи правый ряд и езжай там, пожалуйста, в комфортном для себя темпе!

Андрей Серегин, фото автора

Семь смертных грехов водителя: крепче за баранку держись, шофер