Время беспилотников ближе, чем кажется

В столице Дании 10 сентября 2018 года подразделение коммерческих автомобилей Mercedes-Benz представило революционный концепт-кар, который призван в будущем "улучшить города и облегчить жизнь людей".

Концепт называется Vision URBANETIC. По словам его создателей, он опережает все те идеи, что сегодня существуют на рынке автономных автомобилей. Это первый концепт, объединивший инженерные решения для комфортной перевозки людей и для "умной" транспортировки грузов. Машина будущего от немецких автостроителей представляет собой платформу с электрической тягой и, пока что, двумя сменными модулями – пассажирским и грузовым. Даже под нагрузкой гарантирован её нулевой выброс вредных веществ в атмосферу и, практически, бесшумное передвижение. Её интеллект способен самостоятельно обучаться, например, перестраиваться по ходу движения на новый маршрут, который он сам себе создал.

Обмен данными происходит в режиме реального времени, что позволяет машине своевременно реагировать на изменения на дороге. URBANETIC не "привязан" к конкретному маршруту движения. "Увидев" по пути дорожный затор, машина попросту заранее "придумает", как его объехать, чтобы сэкономить время. Благодаря постоянному контакту с Центром управления, беспилотник получает и анализирует все оперативные данные о дорожной обстановке. "Узнав", что на остановке транспорта скопились пассажиры, автомобиль сам отправится туда, чтобы их забрать. В подразделении Mercedes-Benz Vans утверждают, что революционная "маршрутка" сможет одновременно везти 12 пассажиров. А в виде грузовика она вмещает 10 европаллет. Пространство грузового модуля длиной 3,7 метра, при общей длине машины 5,14 метра. Объем грузового отсека 10 кубометров.

Создатели машины утверждают, что все системы максимально безопасны – торможение, разгон, изучение дорожной обстановки дублируются многократно датчиками и сенсорами. Поскольку в салоне нет водителя, то изменился интерьер – педали, рулевое колесов, панель приборов водительской кабины ушли в прошлое. Место водителя стало обычным пассажирским местом. В грузовом варианте – это дополнительное полезное пространство.

Авторы проекта Vision URBANETIC согласны, что многие люди все еще скептически относятся к автономным машинам. Но свое детище они сразу создают так, чтобы оно могло общаться с окружающим миром. Широкоформатный дисплей на капоте машины сообщит пешеходам, что автомобиль их увидел и готов пропустить. Цифровое затенение вокруг боковой двери пассажирской версии – ещё одна полезная штука. Несколько сотен огоньков отображают контуры приближающихся людей вдоль флангов, сигнализируя, что машина их заметила.

За счет минимального уровня шума машину легко можно эксплуатировать ночью. Сфера применения такого беспилотника весьма широкая. Можно возить грузы на этапе «последней мили», то есть от сортировочного центра до ближайшей торговой точки внутри города. Да и особых ограничений на разнообразные компоновки грузового отсека нет – он может быть рефрижиратором или мусоровозом, молочным фургоном или доставщиком мебели.

Как всегда, для любой электрической машины "ложка дегтя" – необходимость продолжительной зарядки и небольшой запас хода. Для концепта эти параметры не озвучиваются в цифрах, но очевидно, что для парка такси или городской логистической компании придется приобретать не 1 или 2 машины, а сразу десяток, а то и более.

Философия новинки такова – в будущем городские дороги должны быть максимально разгружены, шум и выбросы от транспорта нужно свести к минимуму, а инфраструктура городов должна оставаться прежней. По мнению немецких инженеров – машины легче приспособить к имеющимся улицам и развязкам, нежели строить под требования нового транспорта дополнительные дороги.

Mercedes-Benz Vans называет Vision URBANETIC "революционной концепцией мобильности, которая выходит за рамки существующих идей об автономных транспортных средствах". Концепция уменьшает транспортные потоки, уменьшает инфраструктуру внутри города и способствует улучшению качества городской жизни.

Применительно к Европе, беспилотники призваны снять весьма острую проблему нехватки водителей в логистической отрасли. Кстати, там вовсю идет нешуточная борьба за право быть пионером в сфере массового внедрения автономного транспорта. Volvo успешно выступает в сегменте грузовиков. Mercedes-Benz готовит свой eActros, но попутно осваивает и другие сегменты.

На этом фоне, жаль, что российские концепты пока остаются, пусть и весьма привлекательными, но все же "машинами из прошлого": с рулевым колесом, педалями, приборной панелью и обыкновенными двигателями внутреннего сгорания. Хотя и концепт весьма футуристичного беспилотного электрического автомобиля от Volkswagen, представленный в России на ММАС-2018, особого восхищения не вызвал. Известная российска автогонщица Татьяна Елисеева, осмотрев новинку, констатировала: "Один из провалов автовыставки. Электрический кирпич. От сети не заряжается, руль не выезжает, персонал сбегает, ручки двери застревают".

Подводя итог, справедливости ради отметим, что беспилотный автобус совместного производства КАМАЗ и НАМИ острой критики не вызвал. Да и беспилотные ГАЗели (см. фото) оставили вполне приятные впечатления.

Андрей Серегин, фото media.daimler.com и автора