В Госдуме предлагают ужесточить требования к техосмотру автомобилей

Законопроектом, внесенным членом совфеда Виктором Озеровым, предусматривается усиление государственного влияния на основные процессы организации и проведения технического осмотра.

Автор проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечает, что в настоящее время технический осмотр осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков. Полномочия по допуску автотранспортных средств к движению по дорогам общего пользования (посредством выдачи полиса ОСАГО) переданы страховым компаниям, в частности, как показала правоприменительная практика, данные полномочия фактически реализуются агентами страховых компаний.

За период действия указанного Федерального закона сформировалась практика, когда страховщиками не реализуется запрет страхования автомобилей, не соответствующих обязательным требованиям безопасности, а диагностические карты в большинстве случаев выдаются вместе с полисом ОСАГО без проведения реального технического контроля автотранспортных средств. При этом контроль со стороны государственных органов за прохождением обязательного технического осмотра предусмотрен лишь в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (автобусы, легковые такси) и некоторых других видов автотранспортных средств. В итоге технический осмотр проходит не более 20 процентов автотранспортного парка страны. Законодательством не предусмотрена ответственность автовладельцев за не предоставление своего автотранспортного средства на технический осмотр.

На этом фоне ухудшается ситуация, связанная с дорожно-транспортными происшествиями с участием технически неисправных транспортных средств, особенно легковых и мотоциклов. Количество погибших и раненых в таких дорожно-транспортных происшествиях за последние 4 года существенно возросло: погибших на 256 человек (на 91 процент), раненых на 2282 человека (на 156 процентов). Основными видами неисправностей стали неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.

В целях реагирования на негативное развитие данной ситуации законопроектом предусматривается усиление государственного влияния на основные процессы организации и проведения технического осмотра, позволяющие повысить его качество, а также на техническую эксплуатацию транспортных средств через определение требований к:

операторам технического осмотра (требования к производственной базе, технологии выполнения технического осмотра, квалификации персонала);

техническому состоянию транспортных средств;

владельцам транспортных средств, которые обязаны поддерживать техническое состояние транспортных средств, проходить периодический технический осмотр и иметь при себе диагностическую карту (или информацию на магнитном или электронном носителе в перспективе).

Кроме того, законопроектом предусматривается установление ряда требований к проведению технического осмотра транспортных средств, сохраняющих территориальную и ценовую доступность для населения услуг по проведению технического осмотра, обеспечивающих добросовестную конкуренцию операторов технического осмотра.

Предусматривается передача права аккредитации операторов технического осмотра от Российскогосоюза автостраховщиков федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации для аккредитации и контроля за деятельностью организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств с привлечением Российского Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств.

В целях формирования взвешенного, экономически обоснованного тарифа за оказание услуг по техническому осмотру во всех регионах Российской Федерации, изменяется порядок его формирования. Вводятся понятия "базового размера платы" и "ценовых пределов", соответствующих методик их расчетов и правил применения в регионах, устанавливаемых на федеральном уровне. Вводится методика расчета стоимости аккредитации. Вводится запрет на эксплуатацию транспортных средств, не прошедших техосмотрю в установленные сроки, а также транспортных средств, получивших отрицательное заключение.

Статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается изложить в новой редакции, распространив ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим технического осмотра, на всех автовладельцев.