Предупрежден, значит, вооружен: советы по вождению в гололед

В Тольятти, похоже, окончательно пришла зима. Чтобы читатели чувствовали себя за рулем на зимней дороге уверенно, "СитиТрафик" собрал для них 5 советов от опытных водителей и инспекторов по безопасности дорожного движения.

После того, как мы подготовили автомобиль к зимним морозам, хорошо бы узнать у опытных старших товарищей (со стажем вождения от 25 лет) и инспекторов ГИБДД, какие опасности подстерегают водителя на зимней дороге. А главное – как избежать ДТП, не навредив себе и окружающим.

Совет первый. Тише едешь, дальше будешь

Лихие "гонщики" обычно дополняют известное правило фразой "…от того места, куда едешь". Оставляем это на их совести и напоминаем, что главный залог безопасного вождения поздней осенью, зимой и ранней весной – соблюдение скоростного режима. В черте города лучше двигаться даже на скорости ниже нормы - 40-50 километров в час. При заносе или появлении неожиданной помехи перед вами спокойный темп движения, наверняка, позволит остановить машину и избежать аварии.

Совет второй. Соблюдай дистанцию!

Если первый совет больше пригодится городскому водителю, то рекомендация держаться чуть поодаль от других участников дорожного движения актуальна не только на улицах города, но и на скоростной междугородней трассе. Никто из водителей не желает пополнить ряды клиентов ритуальщиков или "списать" любимую машину. Чтобы уберечь себя и автомобиль от неприятностей просто держитесь на удалении от других машин! Дистанция в городе может составлять 3-5 метров, которые очень пригодятся в случае заноса или непредвиденных проблем с торможением машины. На трассе, особенно, в случае движения за грузовиками – держитесь за 30, а лучше – 50 метров от многотонного монстра! Нехитрые физико-математические расчеты исчерпывающе объясняют: 20 или 30 тонн на 18-ти колесах имеют большее давление на дорожное полотно, чем легковушка весом до 2-3 тонн. Потому, грузовик довольно быстро остановится и, если вы двигались в его "слепой" зоне, например, строго за его задним бампером – вам крепко не повезет.

Совет третий. Минимум маневров, максимум внимания

Такую рекомендацию в любой автошколе дают, пожалуй, каждому новичку. Садясь за руль и выезжая в свои первые самостоятельные поездки по городу, не стремитесь много и резко маневрировать. Зимой это правило работает для всех без исключения. Никакие опыт, стаж вождения и выслуга лет не защитят вас, если ваш автомобиль резко перестроится на светофоре и сзади вас "поприветствует" собрат-автолюбитель, который не придерживался двух советов выше. Он никак не мог предвидеть ваш маневр, а потому не успел отреагировать. Тут не поможет никакая шипованная или липучая резина и даже самый полный привод. А в поворотах и при круговом движении сбрасывайте скорость и двигайтесь спокойно, без рывков и перестроений.

Совет четвертый. Берегись мостов, эстакад и низин

Это правило скорее актуально для периода начала и окончания зимы, когда большая часть дорог – хоть и мокрый, но чистый асфальт. В то же самое время на мостах, эстакадах и в низинах из-за влажности и сильной продуваемости появляется гололед. Едете вы себе, едете, а тут мост. Вы, не успев снизить скорость, влетаете в ближайший отбойник, соседа по несчастью или любое другое препятствие. Избежать проезда обозначенных кусков дороги невозможно, а потому просто заблаговременно снижайте скорость перед мостами, эстакадами, дорожными развязками и низинами после крутых спусков с существенным перепадом высоты.

Совет пятый. Тормозить надо с умом

Современная автомобильная электроника, вроде курсовой устойчивости, АБС и других подобных систем, конечно, облегчает управление машиной. Однако в сложных дорожных условиях, когда под колесами голый лед, в борт дует сильный боковой ветер, а дистанция до ближайшего препятствия минимальна, от ДТП могут спасти только разум и навыки водителя. В зимнее время помимо стандартного нажатия педали тормоза при желании замедлить автомобиль или остановить его стоит воспользоваться торможением коробкой передач. Разумеется, это касается счастливых обладателей машин с механической трансмиссией. Торможение коробкой передач и двигателем, может быть, слегка способствует повышенному износу этих механизмов – пробежит ваша машина свои 520 тысяч километров до капремонта вместо 550. Но эффективность торможения посредством КПП выше, и этим все сказано.

Для машин с автоматическими и роботизированными коробками передач будет актуально другое полезное правило: во избежание блокировки тормозов и вероятной аварии просто начинайте тормозить чуть раньше, чем обычно делаете это при движении летом по сухой дороге!

Советы по управлению автомобилем на зимней дороге от опытных водителей совпадают с мнением инспекторов дорожного движения. В условиях плохой видимости, в снегопад и гололед они рекомендуют водителям заранее снижать скорость, выбирать безопасный режим движения, отказаться от резких маневров и торможений. Ну, и напоминают, что всем, кто садится в автомобиль, следует пристегиваться ремнями безопасности. А в сильный снежный буран водителям вовсе рекомендуют воздержаться от поездок на личном транспорте и спокойно переждать непогоду.

Советы записал Андрей Серегин, фото автора