В Тольятти завершился фестиваль "Театральный круг"
Из-за пандемии короновируса фестиваль, проходивший в драмтеатре "Колесо" им. Глеба Дроздова временно утратил название "международный": в конкурсной программе присутствовали только отечественные коллективы.
Традиция театральных фестивалей в "Колесе" была заложена его основателем Глебом Дроздовым в 1993 году, и в день 80-летия со дня рождения мэтра "Театральный круг" возобновил свою деятельность после 6-летней паузы, получив финансовую поддержку благодаря участию в губернаторском проекте "СОдействие".
С 27 ноября по 2 декабря на суд жюри, в котором были ведущие российские театральные критики Олег Лоевский, Евгения Тропп и Татьяна Тихоновец, были представлены спектакли из 8 городов России.
Нынешний фестиваль стал девятым фестивалем, организованным театром "Колесо", в нём должны были принять участие девять коллективов России. Но болезнь актёров не позволила Новокуйбышевскому театру "Грань" показать свой спектакль "В сапоге у бабки играл фокстрот" в конкурсной программе.
Случилась также замена спектакля и у питерского Драматического театра "На Литейном". Вместо заявленного в начале фестиваля спектакля "Перемирие" приехал спектакль "СУАД. Жить заново" этого же театра. Но в итоге замена эта оказалась счастливой, потому что спектакль "СУАД" победил всех и получил премию как лучшая постановка фестиваля.
В основе спектакля "СУАД. Жить заново" (реж. А. Янковский) - бестселлер "Сожжённая заживо. Жертва закона мужчин". Суад - это псевдоним, приписываемый автору этой истории. Считается, что Суад - первая жертва, выжившая после попытки "убийства во имя чести семьи". Суад описывается в книге как арабская женщина с Западного Берега реки Иордан, живущая в данный момент в Европе и выжившая после попытки убийства её мужем сестры. Свояк, подстрекаемый семьей, облил её бензином и поджёг. Книга написана в результате лечения подавленной памяти.
В спектакле участвуют две актрисы Ася Ширшина, исполнительница роли Суад и автор инсценировки (специальный приз жюри фестиваля за лучшую инсценировку), и Дарина Одинцова в роли Жаклин Тибо – сотрудницы гуманитарной организации, благодаря усилиям которой Суад вывезли в Европу.
Агрессивную подачу материала не каждый зритель смог осилить, и примерно через полчаса экспрессивного монолога героини публика нестройными рядами потянулась к выходу. Тем, кто вытерпел 2 часа повествования о злоключениях и чудесном спасении Суад, был продемонстрирован хэппи-энд, включающий в себя конспективный концерт русского рока, символизирующий, очевидно, дух свободного мира, в который в итоге попала героиня. А символом европейской свободной семьи народов выступил в спектакле уже забытый финский танец летка-енка, впервые вошедший в моду на Фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки (1962г.).
В конкурсной программе зрители смогли также увидеть постановку Владимира Золотаря (приз за лучшую режиссуру "Бесприданница" Н. Островского в трактовке Ульяновского драматического театра им. Гончарова, спектакль "Смерть Тарелкина" Государственного академического русского драмтеатра РБ, г. Уфа (приз за лучшую мужскую роль получил актер театра Сергей Басов, сыгравший Расплюева; "Вассу" Максима Горького в постановке театра "Колесо" им. Г. Дроздова (приз за лучшую женскую роль вручили актрисе Киреевой Юлии за воплощение образа Рашели).
Альметьевский татарский государственный драматический театр привёз на фестиваль свою версию "Эзопа" бразильского драматурга Г. Фигейредо. Приз жюри в номинации "Лучший художник" получил Александр Мохов).
Спектакль по рассказам Василия Шукшина "Вот так и живём" Самарского академического театра драмы им. Горького был очеь тепло встречен зрителями и получил приз жюри за лучшую мужскую роль второго плана.
Не остались без внимания жюри и публики и оставшиеся два коллектива ГИТИС. Мастерская Л.Е. Хейфеца, которая представила своё оригинальное "игровое" прочтение пьесы Ф. Шиллера "Коварство и любовь", а также Московский независимый театр лаборатория "ТРУ театр" поставивший "Макбет" Шекспира.
– Мы стремились к тому, чтобы на этом фестивале были представлены абсолютно разные постановки – и академические, и авангардные, – заметил художественный руководитель театра "Колесо" Михаил Чумаченко.
В нынешних нелёгких временах театр борется за жизнь и зрителя, и, несмотря на нехватку денег, потерю ноги, 90% ожог кожи или даже смерть главного героя, всё в финале заканчивается дискотекой, где все берутся за руки, обнимаются, поют Шевчука и пляшут, готовые завтра начать день с чистого листа. Ведь, как говорил Михаил Зощенко, "Весёлость нас никогда не покидала". А это главное.
Ф. Гомина, фото автора