Чем могут быть опасны детские автокресла и автомобильные диски

Росстандарт 17 апреля 2018 года объявил, что именно эти товары чаще других попадают на рынок запчастей и автокомпонентов РФ вообще без испытаний и сертификации.

Какими бы казенными не казались законы и государственные стандарты, требования, изложенные в них, во многом сродни правилам по технике безопасности на производстве и в быту. То есть, написаны они зачастую по следам серьезных ЧП, в том числе с человеческими жертвами. Поэтому и нельзя пренебрегать установленными стандартами. Одним из примеров работы по пресечению распространения потенциально опасных для людей товаров можно назвать историю с детскими удерживающими устройствами ФЭСТ, которую начал больше года назад Росстандарт.

В схеме, которая была обнародована нынешней весной, скрыта еще более существенная возможная угроза жизни и здоровью невероятно большому количеству участников дорожного движения.

Суть проста: на рынок автокомпонентов массово попадают и расходятся по рядовым потребителям товары, которые не прошли вообще никаких испытаний. Речь идет о компонентах, которые поставляются с сертификатами на основе сообщений об официальном утверждении типа. Такие сообщения выдаются административными органами стран-участниц Женевского соглашения 1958 г. (более 50 стран Европы) и представляют собой гарантийное письмо о том, что продукция (как полнокомплектный автомобиль, так и его отдельная часть) прошла необходимые испытания в специалицизрованно компетентной лаборатории. Такие сообщения обязательный к применению во всех странах Женевского соглашения 1958 г.

Однако, практика такова, что фирма-производитель просто подает в орган по сертификации копию сообщения и получает сертификат без испытаний. Случаи подмены таких сообщений, по информации Росстандарта, выявляются повсеместно. А чаще других производителей и поставщиков выявленным механизмом обмана потребителей пользуются как раз компании, выпускающие колесные диски и детские удерживающие устройства.

Одну из таких схем ранее раскрыли и ликвидировали в сентябре 2017 года. Масштабность последствий такова, что проблему обсуждали даже на самом высоком уровне – в рамках рабочих групп при ООН осенью 2017 года. Тогда была дана рекомендация российской стороны по ликвидации выявленной схемы. Российские эксперты предложили всем представителям Женевского соглашения 1958 года размещать образцы их сообщений в открытом доступе на официальных сайтах административных органов.

Бесспорно, далеко не все производители автокресел или колесных дисков безответственно относятся к людям. Есть компании, которые проводят профилактические мероприятия, призванные уберечь людей от травм. Но остаются и те, кто успешно пользуется неповоротливостью громоздкой государственной машины.

Можно вспомнить те же, с точки зрения Росстандарта, небезопасные для здоровья детей устройства ФЭСТ. По словам начальника ГИБДД Тольятти подполковника Сергея Фокина от вышестоящего руководства ГАИ не поступало никаких официальных указаний на их счет. То есть, для инспекторов ГИБДД такие заменители детских кресел остаются легальными, хотя еще в начале прошлого года в России официально была развернута кампания по их изъятию из продажи и использования, поскольку они были признаны опасными и запрещены с 1 января 2017 года к продаже и эксплуатации на территории нашей страны.

Андрей Серегин, фото автора