Используя запчасти автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и двигатель от трактора, в России построили вездеход под названием «Грибник».
В городе Владимир 5 лет назад озадачились созданием спецмашины, способной преодолевать снежные заносы, болотистые овраги и раскисшие поля. То есть, без проблем передвигаться в условиях российской сельской местности. Инженеры решили, что лесникам, геологам, охотникам и рыболовам нужно некрупное, но безотказное транспортное средство. Не мудрствуя лукаво, они собрали узлы и агрегаты от разных машин и, совместив их с тракторным двигателем, получили автомобиль, напоминающий снегоболотоход «Марш», который производится в Тольятти на базе ВАЗовской «Нивы». Компактный вездеход может увезти до 1250 килограммов груза. Он изначально оснащен гидравлической лебедкой, способной тащить до 4,5 тонн.
В движение «Грибник» приводится трехцилиндровым наддувным силовым агрегатом производства Владимирского тракторного завода с воздушным охлаждением. Мощность невелика – около 80 лошадиных сил, но уже при 1200 оборотах в минуту мотор выдает 250 Нм крутящего момента. Шины необычного авто тоже позаимствованы у трактора – самое то для движения по снегу. Для форсирования болот лучше «переобуться» в колеса сверхнизкого давления. В лучших традициях любителей бездорожья, здесь установлена автоподкачка колес, то есть компрессор автоматически поддерживает давление вВ каждой шине.
Раздаточная коробка производства Горьковского автозавода дополнена блоком электропневматического включения межосевой блокировки иВ пониженной передачи. Очень похоже, что кнопки управления были позаимствованы у автомобилей ВАЗ классического семейства. Включение блокировок сопровождается цветовой индикацией. Четырехступенчатая механическая КПП позаимствована у УАЗа, как и рама, на которую все это установлено. Причем «Грибник» скомпоновали так, что распределение веса механизмов получилось близким к идеальной пропорции 50 на 50.
Подвеска зависимая, сВ гидравлическими амортизаторами, впереди пружины, а сзади – рессоры. Ведущие мосты – собственное ноу-хау производителя. Дорожный просвет вездехода составляет 41 сантиметр. Заявлено, что он способен легко пройти брод глубиной до 90 сантиметров. Тормоза дисковые, поскольку барабанный механизм нередко доставляет неприятности на бездорожье из-за грязи и воды. Собственной разработки и кабина. Ее основой служит силовой каркас, сваренный из труб, вроде того, что используется в спортивных автомобилях для ралли-рейдов. Сверху установлены кузовные панели. Салон машины, по словам ее создателей, максимально обесшумлен и защищен от коррозии. Чтобы водителю и пассажиру было комфортно, в кабине установлен автономный отопитель, который «питается» соляркой из топливного бака.
Впервые авто показали год назад на выставке внедорожной техники вВ Москве. Цель конструкторов – запустить серийное производство в ближайшие год-два, а пока собрано не более десятка машин. Авторы проекта убеждены, что вкупе с другими характеристиками целевую аудиторию должны заинтересовать ремонтопригодность и доступность запчастей. Вроде бы, им уже заинтересовались военные. Правда, стоит «Грибник» порядка 2 миллионов рублей. А еще ГИБДД его зарегистрирует только как снегоболотоход, то есть нужно будет получать удостоверение тракториста, чтобы управлять этой хитрой техникой.
Андрей Серегин, фото ОООВ «Интеграл-77»