Когда в России начнется выпуск беспилотных машин

Аналитики J’son & Partners Consulting опубликовали в конце августа 2017 года собственный прогноз развития индустрии самоуправляемых автомобилей до 2035 года, который приводит к мысли, что рано или поздно России придется начать выпускать такой транспорт или вовсе покинуть автомобильный рынок.

В упомянутом документе аналитическая компания прочит России отставание в сфере автономного транспорта, а ведущую роль в этой отрасли отводит США и Китаю. Эта исследовательская компания, специализируется на инвестиционно-стратегическом консалтинге и глубокой рыночной экспертизе  проектов в области телекоммуникаций, высоких технологий, медиа и IT в России и странах СНГ с 1996 года.

Рынок продаж автономных машин, по этому прогнозу, должен вырасти с 330 тысяч единиц в 2017 году, до 30 с лишним миллионов таких машин в год к 2035 году. До 2020 года доминирующей маркой на рынке будут американские автономные автомобили Tesla.

Автономное вождение класса 3 и даже класса 4 обещает стать реальностью уже в 2020-2021 году. Наиболее интенсивный рост ожидается с 2025 года, когда крупные автопроизводители, и особенно китайские, начнут массово запускать автономные автомобили класса 3. Третий класс автоматизации автомобиля означает, что водитель при движении в определенных условиях может позволить себе смело отвлекаться от дороги, но обязан быть готов взять управление на себя. Под четвертым классом автоматизации понимается, что вождение автоматизировано почти полностью. Неважно, что происходит за окном авто – идет ли снег или дождь, водитель сможет включить "автопилот" в безопасных условиях, например, при движении на междугородней магистрали. Его внимание за управлением не требуется.

Большинство иностранных автопроизводителей и технологических компаний ведут полноценные испытания своих беспилотников или уже заявили о таких намерениях. Например, Scania завершает испытания автономных машин с встроенным дистанционным управлением и готовится внедрить их в повседневную жизнь. Свои беспилотные системы к 2020 году и позднее понемногу готовят и другие производители грузовиков и автобусов: DAF, MAN, Mercedes и Volvo.

По информации, представленной директором по развитию бизнеса J'son & Partners Сonsulting Сергеем Богатовым, Россия пока не предъявила мировому сообществу готовых образцов беспилотного транспорта, которые могли бы использоваться на практике. Если вернуться к беспилотным грузовикам, то отечественные разработки, вроде бы, есть. КАМАЗ обещает вывести свои самоуправляемые машины на дороги общего пользования в 2025-2027 годах. А чуть раньше обещаны первые автономные автобусы MatrЕshka – детище Сколково. Но, по заверениям аналитиков в РФ есть лишь несколько выставочных образцов и заявления федеральных властей о необходимости достижения 3% доли мирового рынка. Это пока не подкреплено никакими производственными планами автомобильных компаний.

Основной объем самоуправляемых автомобилей будет приходиться на продажи в Китае, США и странах Европы.

Авторы исследования убеждены, для формирования рынка автономных автомобилей уже сложился ряд существенных предпосылок: огромное количество жертв ДТП из-за ошибок водителей, колоссальная трата времени на управление машиной, чрезмерная загруженность дорог, высокие социальные и экономические издержки, ухудшение экологической обстановки в городах и дороговизна страхования транспорта.

При этом в современном мире, который понемногу завоёвывает, так называемый "Интернет вещей", автономное вождение оценивается лишь, как "новая большая вещь", вроде смартфона или другого гаджета. Автопилот в машине призван решить множество проблем современного ручного управления автомобилем, главная из которых безопасность вождения.

Резонно, что самоуправляемые автомобили сначала будут доступны для использования в ограниченных условиях, на ограниченных географических рынках, преимущественно в крупных "цифровых" мегаполисах, ведь возможности машинного интеллекта все еще ограничены определенными условиями. Автономный транспорт требует высокоскоростного подключения к мобильным сетям и будет генерировать невероятные объёмы трафика данных. Так что, телекоммуникационная инфраструктура территорий, где будут использовать такие машины, потребует колоссальной модернизации. В том числе, из-за этого, говорят аналитики  J’son & Partners Consulting, внедрение подобных технологий может оказаться невозможным в России в обозримом будущем. Массовое внедрение самоуправляемых автомобилей может столкнуться во многих странах и с серьезными правовыми барьерами.

Аналитические выкладки свидетельствуют, что автономное вождение окажет серьезное влияние на экономику городов и целых стран. Влияние будет позитивным (снижение пробок и загруженности дорог) и негативным (снижение занятости на рынке перевозок, снижение налоговой базы и др.). Некоторые страны с высокой безработицей, например Индия, уже заявили о полном запрете автономного транспорта, чтобы сохранить рабочие места в сфере перевозок.

Собственно, о том, что рано или поздно автомобиль в своем классическом виде уйдет в прошлое, свидетельствует хотя бы тот факт, что уже сейчас активно разрабатывается транспорт на альтернативных источниках энергии и появились реальные летающие машины и. Напомним, весной нынешнего года в Баварии удачно прошли испытания летающей машины на электрической тяге с вертикальным взлетом и посадкой.

Нет повода подвергать сомнению прогноз весьма авторитетной аналитической компании J’son & Partners Consulting и по той причине, что при построении прогнозов специалисты руководствовались оценкой многих других коллег: JP Morgan, BI Intelligence, Statista, PWC, HIS, BCG, GSMA, Navigant research, Continental AG, McKinsey, Lux Research, P&C, McKinsey и других.

Андрей Серегин, фото автора и J’son & Partners Consulting