Нейрофизиологи: Люди с высоким IQ действительно живут дольше

Корреспондент "СитиТрафика" узнал у специалиста по неврологии и поведенческой генетике Ильи Захарова, отдыхает ли природа на детях гениев, правда ли, талантливый человек талантлив во всем и сколько нужно пить воды, чтобы мозг становился более "прокачанным".

Пообщаться с сотрудником лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО и сооснователем сообщества Neurofuture Ильей Захаровым "СитиТрафику" удалось во время Летней школы Русского Репортера, где тот читал лекцию о важности процессов обучения и развенчал несколько популярных нейромифов.

Среди них, например, миф о том, что наш мозг работает только процентов на 10, а остальные 90 – "скрытые возможности". В нашем мозге несколько миллиардов нейронов, и для разных действий и физиологических процессов задействованы разные группы. Таким образом пока одни активизируются, другие пребывают в пассивном состоянии. Так что в целом мозг используется на 100%.

Бытует также убеждение, что для эффективной работы мозга нужно выпивать то ли 2, то ли 6 стаканов чистой воды. На самом деле ЗОЖное правило о необходимости литрами пить воду, по словам Ильи Захарова, пришло скорее из рекламной кампании питьевой воды, нежели из медицины.

Следующий миф: нервные клетки не восстанавливаются. Да, большинство нейронов сохраняются на протяжении всей жизни и не обновляются. При этом есть участки, где новые нервные клетки образуются. Их формирование было открыто в середине 20 века и получило название нейрогенеза.

В первые же годы жизни в мозгу погибает примерно половина нейронов. Первое, чем начинает заниматься мозг, – устанавливать нейронные связи друг с другом, и те клетки, которые остались несвязанными, умирают. При этом ученые считают, что пичкать ребенка с раннего возраста знаниями в надежде спасти побольше нейронов не стоит, лучше дать ему спокойно развиваться.

А вот следующее утверждение уже не миф: исследования показали, что люди с высоким IQ, в среднем, живут дольше.

Все больше получает распространение тема брейн-фитнеса, то есть тренировки мозга. Илья Захаров считает, что не стоит путать уровень интеллекта и общую эрудицию, хотя эти понятия, конечно, связаны. Для комплексной тренировки мозга стоит нагружать его и решая задачки на логику, и тренируя память, и расширяя свой кругозор. Также играют роль и регулярные физические нагрузки, не стоит пренебрегать зарядкой.

Известно, что чем дольше мозг остается в тонусе, тем меньше он подвержен таким заболеваниям как, например, болезнь Альцгеймера. И хотя сегодня есть данные, что болезнь эта начинается аж за 20 лет до первых симптомов, все же эту неприятную неизбежность можно отодвинуть, если как следует собой заниматься.

Когда мы учимся, у нас образуются новые нейронные связи. Объем информации лучше разбивать на кусочки и стараться ассоциировать новые факты с чем-либо, а лучше всего с самим собой (самый простой пример: когда вы пытаетесь запомнить, за какой рычаг в щитке не нужно браться, представьте, как он бьет вас током). Чем больше ассоциаций, тем больше нейронных связей будет задействовано в процессе обучения. А рекомендации учить перед сном связаны с тем, что именно во время сна, вся усвоенная за день информация раскладывается по полочкам, дефграментируется, как жесткий диск в операционной системе.

После лекции корреспондент "СитиТрафика" задал Илье Захарову несколько вопросов, начав с популярного стереотипа об отличиях мозга технарей и гуманитариев.

- Люди изначально отличаются по своим способностям, - ответил ученый. - Есть общие когнитивные способности – назовем их для простоты интеллектом, а есть частные когнитивные способности — с ними все чуть сложнее. Это могут быть способности к чтению, объем рабочей памяти, скорость обработки информации, пространственное мышление  и так далее. Но все же способностей к чтению или базовым математическим действиям недостаточно для того, чтобы делить людей на технарей и гуманитариев. Есть люди, которые с разной степени эффективностью решают различные задачки.
В любых способностях присутствует какой-то генетический фактор. Но многие интересы зависят и от среды. Средовые и генетические факторы гибко взаимодействуют.
Основное, с чем бы я поспорил, так это с мнением, что технари не могут понять гуманитарные науки, а гуманитарии не способны, например, к решению математических задач. Способности в человеке распределены нормально (существует термин “нормальное распределение”, который в данном контексте означает, что большинство людей обладает средними способностями, а людей же показывающих результаты выше или ниже среднего куда меньше), и если человек выдающийся по одному признаку, то, скорее всего, в других сферах у него будет средний показатель. То есть, хороший гуманитарий будет в группе нормы по другим дисциплинам и, при желании, освоит и математику, хотя да, гуманитарные предметы ему даются проще.
Гуманитарии и технари, которые не осваивают противоположные сферы, чаще всего витают в стереотипах, которые мешают им нормально их осваивать.

- Действительно ли есть области знаний, которые легче даются мужчинам, но не даются слабому полу? Например, что женщине в силу строения ее мозга  сложнее управлять автомобилем или решать инженерные задачи?

- Нет, это миф.

- Можно сказать, что все склонности передаются по наследству, и первое слово все-таки за генетикой?

- Первое - да, второе - нет. Все передается по наследству, но первое слово не за генетикой, она всегда взаимодействует со средой и по отдельности не существует. Нельзя сказать за чем первое слово, за чем второе, но генетический компонент всегда присутствует.

- А что с искусством? Говорят же, что чувство цвета, ритма либо дано, либо нет?

- Как и с любой другой сферой,  способности к творчеству у кого-то будут выражены сильнее, у кого-то меньше. Кому-то дано больше, кому-то меньше. Но уверен, что большинство талантливых людей понимают, что за любым талантом стоит много сил и времени.

- Когда человек уже углубился в какую-либо сферу, его мозг как-то меняется? Тогда уже можно говорить про отличия мозга технарей гуманитариев?

- Меняется, наш опыт определяет то, как устроен наш мозг, но это по-прежнему не мешает ему осваивать другие области.

- Если способности можно считать генетическим даром, то как быть с мнением, что на детях гениев природа отдыхает?

- На самом деле, нет доводов так считать. Просто рождение гения – явление редкое. Есть такой статистический феномен "Регрессия к среднему". То есть, если кому-то повезло стать гением, то вероятность, что у их ребенка все сложится так же круто, ниже. И все-таки таланты передаются по наследству, и у талантливых родителей чаще рождаются талантливые дети. По поводу того, почему дети гениев, якобы, не такие способные, вопрос не ко мне, не к биологии вообще. Вероятно, от них просто слишком много ожидают, и на фоне своего гениального родителя они выглядят не такими способными.

- Бытует утверждение, что приобретенные способности тоже передаются по наследству. То есть, например, если у одного человека не было способностей к математике, но он много-много ей занимался и у него стало что-то получаться, то его ребенку этот предмет уже с детства будет даваться проще.

- Нет. Такое рассуждение – типичный  пример Ламаркизма. Был такой исследователь Жан-Батист Ламарк, который когда-то выдвинул теорию, что в ходе жизни тренируется какой-то орган, и эта натренированность передается по наследству. Например, шея жирафа: вот он тянется к листикам, у него вытягивается шея  - и его потомки будут рождаться с более длинной шеей. Но потом пришел Чарльз Дарвин и объяснил, что шеи не становились длиннее, просто выживали самые приспособленные, те, у кого шея изначально была длинной.

Беседовала Екатерина Хрипко