Ученые Самарского университета нашли способ расчета количества канцерогенов, которые образуются при горении топлива

По результатам проекта инженерам-двигателистам будут предложены физически обоснованные модели горения для конструирования принципиально новых экологичных и энергоэффективных камер сгорания для газотурбинных двигателей.

Исследование проводилось в рамках мегагранта, выделенного правительством РФ, под руководством профессора Международного университета Флориды Александра Мебеля (на фото). Проект направлен на решение злободневной проблемы - предотвращение загрязнения окружающей среды.

Результаты исследования опубликованы в ведущем международном журнале в области физической химии Physical Chemistry Chemical Physics. Сами ученые говорят, что использовали методы квантовой химии при проведении своих расчетов. Эти расчеты позволяют с высокой точностью прогнозировать концентрацию опасных канцерогенов при горении топлива.

- При горении различных видов топлива всегда образуются полиароматические углеводороды (ПАУ), являющиеся опасными канцерогенами, -  поясняет один из авторов статьи, научный сотрудник  научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета Иван Чечет. - Мы исследовали химические реакции H-abstraction бенз[a]пирена - одного из числа наиболее опасных канцерогенных ПАУ, и предшествующего ему хризена. И получили константы скоростей химических реакций, которые в разы отличаются от опубликованных ранее. Применение полученных констант  повысит предсказательную способность НАСА-механизмов (H-Abstraction, C2H2-Addition) при прогнозировании концентраций ПАУ.

Более точный прогноз позволит в итоге уменьшить количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

По результатам проекта инженерам-двигателистам будут предложены физически обоснованные модели горения для конструирования принципиально новых экологичных и энергоэффективных камер сгорания для газотурбинных двигателей.

- Важно минимизировать образование канцерогенных веществ еще на этапе проектирования двигателей внутреннего сгорания, дизеля, газовых турбин, авиационных и ракетных двигателей. А чтобы их минимизировать, необходимо понять, как они образуются. Для этого мы и исследуем соответствующие фундаментальные механизмы, - пояснил Александр Мебель.