Инвалиды о социальном такси Тольятти: "Мы очень разочарованы и оскорблены"
Как эффектно "сесть в лужу" и одновременно обидеть горожан в очередной раз продемонстрировали осенью 2020 года власти города.
В верифицированном сообществе Вконтакте, где администрация города публикует свои новости, разместили 14 октября 2020 года позитивное сообщение: "В Тольятти появилось такси для перевозки маломобильных граждан. В октябре в городе открыли услугу по перевозке маломобильных граждан специализированными автомобилями LADA Largus, которые приспособлены для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Новая услуга организована на базе МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3". По вопросам предоставления транспорта тольяттинцы могут обращаться по телефону 97-59-44".
Заявки на перевозки принимают ежедневно с 9 до 19 часов. Публикация сопровождается фотографией с тремя новыми машинами, на которых пока даже нет госномеров. Казалось бы, чем не повод для гордости?
А вот чем. Социальное такси в Тольятти действовало много лет подряд и отнюдь не является новшеством. Есть похожая служба и в Самаре. На протяжении многих лет транспортными услугами могли пользоваться инвалиды I, II группы, дети с ограниченными возможностями до 18 лет, пожилые люди, передавшие жильё муниципалитету по договорам пожизненной ренты, и ряд других категорий граждан. В Тольятти в зависимости от категории льготника городской бюджет оплачивал поездку наполовину или на 100%. Инвалидов I группы, нуждающихся в амбулаторном гемодиализе всегда бесплатно отвозили в медучреждение и обратно для получения жизненно важной процедуры. Правда, было ограничено количество поездок, но лимит вполне позволял комфортно посещать административные здания, социальные учреждения, объекты торговли, театры, образовательные учреждения, отделения связи и другие места.
В предыдущие годы люди ездили, преимущественно, на переоборудованных под эти цели микроавтобусах "ГАЗель". Современное специальное исполнение минивэнов Largus, пожалуй, чуть лучше подходит для такой задачи – подвеска машин более энергоёмкая, места в салоне не меньше, чем в микроавтобусе, а заезжать и выезжать удобнее. Такие автомобили для перевозки людей с ограниченными возможностями, кстати, производит не сам АВТОВАЗ. На базе серийных образцов их строят сторонние организации, в частности, нижегородская компания "Промышленные технологии". Ценник готового образца около 1 млн рублей.
Председатель Тольяттинской городской общественной организации инвалидов-опорников "КЛИО" Лилия Быстрицкая так прокомментировала действия властей: "Деньги на социальное такси для колясочников в нашем городе выделялись с 2005 года: 4, 5 млн, а в этом году без малого 6 млн рублей! Но департамент социального обеспечения администрации решил их "монетизировать" – сейчас деньги раздаются в рамках программы социального такси людям, которые посещают гемодиализ, независимо от того, пришли они пешком или приехали на такси. Деньги просто переводят на карту. А мы предлагаем тратить их по факту поездки. Здесь как раз возможна экономия. Опыт показывает, что колясочники не так часто куда-то ездят, особенно в зимнее время. Раздачу денег по спискам медучреждения трудно назвать экономией. Мы просто в шоке от жестокости и цинизма руководителя департамента социального обеспечения, который априори должен заботиться о социальной справедливости!".
Настроение целевой аудитории социального такси легко понять и, взглянув на комментарии людей в социальных сетях. Они пишут:
"Мы очень разочарованы и оскорблены муниципалитетом", "Дороже такси бизнес-класса!", "Расценки, как для людей с НЕограниченными возможностями. Называйте вещи своими именами, это коммерческое такси с запредельными ценами, но никак не социальное!". Есть и такие мнения: "Это не социальное такси, 37 рублей за км!!! Мы так долго ждали и дождались. Пользоваться по таким тарифам, это просто невозможно. Обычное такси дешевле в 2 раза. Где справедливость?".
Стоит отметить, что указанный ценник – официальный тариф, утверждённый перевозчиком и опубликованный вместе с расценками на другие платные услуги на сайте АТП. Первые 10 минут ожидания бесплатно, а дальше минута ожидания стоит 10 рублей.
Колясочник Денис Прокопов привёл конкретный пример: "От моего дома из Автозаводского района до театра Колесо цена поездки 440 рублей. То есть, поездка туда-обратно выходит около 900 рублей. Вы уверены, что это социальное такси?".
Обращает на себя внимание тот факт, что на объективную критику со стороны горожан администрация в своём официальном сообществе не ответила ровным счётом ничего. Напомним, что в Самаре даже разработали отдельное положение, регламентирующее общение чиновников с населением в социальных сетях. То есть этот канал коммуникаций признан в Самарской области приемлемым наравне с письменным обращением или личной встречей на приёме. В Тольятти, наверное, считают иначе.
Андрей Серёгин, фото автора