Рост цен, прекращение акций и ажиотажный спрос в связи с резкими колебаниями курса рубля наблюдаются в середине марта 2020 года у многих продавцов новых машин и авто с пробегом.
Новости с нефтяных и валютных рынков в очередной раз продемонстрировали, что грабли в нашей стране могут быть разного цвета, но всегда одинаковой конструкции. Как и в прошлые «кризисные» периоды, обыватели, у которых есть скромный запас купюр, узнали о снижении курса национальной валюты — и бросились скупать всё, что продаётся в магазинах. Наиболее привлекательный объект для такого рода импульсивных «инвестиций» – автомобили. Так было несколько лет назад и, видимо, будет при любой следующей угрозе финансового кризиса.
Нерешительных потребителей подстегнули комментарии, вроде того, что опубликовала РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры»). В пространных рассуждениях экспертов обычный человек услышал, что лучше поторопиться с покупкой авто, потому что «автокомпании будут вынуждены пересчитать цены и привести их в соответствие с новыми реалиями». Тут ещё вероятность простоя автозаводов из-за отсутствия поставок запчастей из Китая. В общем, возникает прямо-таки цейтнот.
«Крайне значительный ситуативный спрос, вызванный падением рубля» первыми ощутили в столичных автомобильных компаниях, торгующих машинами BMW, Mercedes Benz, Mitsubishi и др. Оно и понятно, в Москве и Санкт-Петербурге жизнь чуть более сытая, чем в провинции. Но посетив среди рабочей недели несколько официальных автосалонов отечественного бренда Lada в Тольятти, корреспондент «СитиТрафика» убедился, что там много людей, желающих приобрести новый автомобиль. И не следует думать, что идут за недорогими моделями.
Во-первых, та же Granta в самых простых комплектациях попросту отсутствует – в наличии её нет, а если заказывать, то цена далеко не рекомендованная заводом (около 395 тысяч рублей, прим. авт.), а сразу на 40 – 50 тысяч больше. Во-вторых, в разговорах с менеджерами посетители интересуются моделями Vesta, Xray и Largus, которые уже давно стоят далеко за полмиллиона рублей – 700 – 800 тысяч или около того. Причём покупателей много и на разнокалиберных городских стоянках, торгующих подержанными автомобилями.
Пока Renault и АВТОВАЗ не исключают, что «существует вероятность» корректировки цен, производитель бюджетных иномарок Chevrolet и Ravon 11 марта одним из первых опубликовал официальное заявление по этому поводу. Рост цен будет и спровоцировали его «конъюнктурные колебания, а также изменения в общей макроэкономической ситуации». Повезло тем, кто заказал машину до 4 марта 2020 года, — они получат её по старой цене. В простых формулировках представители узбекской стороны объясняют, что в последние два года непрерывно дорожало сырьё, росли тарифы на коммунальные услуги и логистические затраты. Компания «UzAuto Motors» обещает поддержать покупателей своих машин внутри Узбекистана различными кредитами и рассрочками.
Что будет дальше у нас? Скорее всего, за две-три недели дилеры распродадут машины, выпущенные в 2019 году и ранее. Те, что есть в запасе. Уже сейчас новые автомобили предлагают по более высоким ценам. Моментально выросла стоимость автозапчастей, сразу примерно на 8 – 10%. В марте многие автосалоны наверняка свернут действующие стимулирующие акции и отменят скидки. И далее будут понемногу повышать цены, балансируя между имеющимся спросом и поставками машин с автозаводов.
Кстати, о росте спроса ещё некоторое время назад говорили в салоне местного дилера Subaru. Интерес к новым автомобилям этой марки пока есть и в новых условиях.
Андрей Серёгин, фото автора