популярные видео
В Самаре рассказали о трамваях-конках и о появлении троллейбусов
История Самарского ТТУ насчитывает 104 года.
Ежедневно самарские трамваи и троллейбусы перевозят тысячи пассажиров. Сейчас в распоряжении ТТУ много нового и комфортабельного транспорта. Однако мало кто может представить, что еще в начале XX века по улицам города трамвайные вагоны тянули лошади.
Об этом рассказала заведующая музеем ТТУ Алевтина Новикова.
- Конный трамвай, или просто "конка", "бегал" медленно, и этим были недовольны люди. Когда была хорошая погода, запрягали одну лошадь, а зимой или в дождь их количество увеличивалось до двух. Но пассажирам хотелось лучшего, и поэтому в городе стала строиться электрическая трамвайная линия, - пояснила Алевтина Новикова.
Первые трамваи были пущены во время Первой мировой войны, 12 февраля 1915 года. Первые 60 вагонов были изготовлены на Коломенском заводе и ходили они по 5 маршрутам. Как отметила заведующая, для города это событие стало большим праздником. В газетах писали: "С запуском трамваев Самара шагнула в Европейскую цивилизацию".
С изменением обстановки в стране, менялись и трамваи. Во время Гражданской войны ходили агитационные, оклеенные плакатами, вагоны. Поскольку в то время практически не было грузового транспорта, некоторые трамвайные вагоны были трансформированы под перевозку тяжелых грузов на заводы и на вокзал.
- Когда разрушили Кафедральный собор, находившийся на месте театра оперы и балета, стройматериал оттуда вывозили на трамваях, - рассказала заведующая.
Затем, во время Великой Отечественной войны, Трамвайное управление столкнулось с проблемой: увеличилось количество пассажиров.В это время в Куйбышев были перевезены многие предприятия, соответственно, увеличилось количество рабочих. В 1942 году был запущен первый троллейбус.
- Первый самарский троллейбус – "ЯТБ-2", изготовленный в Ярославле. Эти троллейбусы были в небольшом количестве, всего 5-6 машин. Курсировали они от площади Революции до Железнодорожного вокзала. В 1944 году начало работать еще одно депо – Кировское. А после войны появилось еще одно, в районе парка Гагарина. Сейчас в ТТУ 3 трамвайных депо и 3 троллейбусных, - рассказывает заведующая.
В 1958 году на улицах города появились трамваи чешского производства, которые отличались прочностью и комфортом. А 1980-х изменилась и модель троллейбусов. Начали курсировать модели ЗиУ- 10.
- Городским транспортом до 90-х годов управляли из федерального центра. Когда страна перешла к рыночной экономике, общественный транспорт был передан городским властям, которые не располагали финансами, чтобы обновлять парк. Тогда руководством управления было принято решение реконструировать изношенные троллейбусы и трамваи, а не сдавать их на металлолом. Их разбирали до скелета и обшивали заново. После таких капитально-восстановительных работы они служили еще по 10-11 лет. А некоторые троллейбусы прошли эту процедуру дважды. Сейчас от этого метода уже отошли, так как нет необходимости, - подчеркнула Новикова.
Сейчас по городу курсируют обновленные трамваи и троллейбусы. Последние, в основном марки "ТРОЛЗА", произведенных в Белоруссии. А на трамвайных линиях продолжают ходить вагоны марки "УТМ", производства Екатеринбург.
Юлия Талагаева, фото автора