Почему пока "буксует" развитие беспилотных машин в России

В феврале 2019 года сделан очередной шаг, приближающий эру беспилотного транспорта – принят первый национальный стандарт РФ в этой области, но до массового появления машин без водителей у нас, конечно, пока еще далеко.

Невероятно дорогая страховка, технологически сложное оборудование и отсутствие стандартов – далеко не полный список преград, возникающих на пути инженеров, занимающихся развитием технологий будущего.

Меньше месяца осталось до начала тестирования беспилотных машин на дорогах общего пользования в Республике Татарстан и в Москве. Вопрос со страховкой худо-бедно решили. Владельцу автоматизированного транспорта нужно застраховать каждый беспилотник на 10 миллионов рублей, а в случае аварии придется возместить весь ущерб.

Тем временем, 7 февраля 2019 года Росстандарт утвердил предварительный национальный стандарт "Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала (NbFi). Повторимся, это первый документ, регламентирующий стандарты в области Интернета вещей (Internet of Things, IoT). Есть все основания предполагать, что он не последний. И касается он, кроме прочего, беспилотных транспортных средств.

Специалисты утверждают, что в основе стандарта исключительно отечественная технология, которая позволяет создавать беспроводные сети обмена данными между множеством модемов с одной стороны и множеством базовых станций с другой стороны. Перспективные области использования стандарта, помимо ЖКХ и электроэнергетики – это логистика и транспорт. Таким образом, в какой-то степени устранена проблема технического вооружения, потому что коммуникационное оборудование в рамках реализации документа обещают производитель исключительно в России. Но широкой инфраструктуры в масштабах всей страны для внедрения хотя бы грузовых беспилотных конвоев в России по аналогии со странами Европы, надо признать, нет. И точно не появится в ближайшее время. Не говоря уже о собственных конкурентоспособных моделях беспилотных машин.

В подтверждение этих слов приводим несколько фотографий, которые были сделаны в разные дни при разной видимости зимой 2018-2019 года в городе Тольятти. Даже без сильного снегопада и метели, когда дорожные знаки скрывает снежная пелена, не беспилотнику, а даже опытному живому водителю далеко не всегда удается оперативно сориентироваться на дороге. В том числе, на магистралях, которые регулярно чистят от снега, зачастую не видно, где остановить машину перед светофором (не видна стоп-линия), какой за знак установлен перед перекрестком, куда можно двигаться, а куда нельзя.

Суровый климат России широко известен за ее пределами, и пока именно он, на наш взгляд, остается одни из наиболее серьезных факторов, сдерживающих развитие беспилотного транспорта.

Андрей Серегин, фото автора