Проект «Tesla из Тольятти» грозит обернуться скандалом

В середине октября 2019 года в Самарской области вновь заговорили о проекте электро­мобиля «Зетта», который должен появиться грядущей зимой, но многие факты всерьёз бросают тень на громкий и пока скорее «бумажный» проект.

Не станем катего­рично громить местный старт-ап, прекрасно отдавая себе отчёт, каких неверо­ятных трудов стоит органи­зовать целое автосбо­рочное произ­водство. И всё же позволим себе разобрать отдельные детали проекта «Зетта», о которых говорилось ранее и пишется сегодня. Ведь этот проект уже успели окрестить российским ответом амери­кан­скому электро­мобилю Tesla.

Первое, что обращает на себя внимание – заявленный старт массового произ­водства «первого россий­ского серийного электро­мобиля» уже в 2019 году. В конце 2018 года «Сити Трафик» писал о перспек­тивах этого проекта, опираясь на данные самой компании-автопро­из­во­дителя. Тогда в беседе с журна­ли­стами предста­витель предприятия уверенно сказал, что следующим летом в Тольятти соберут пилотные образцы, а серийная сборка машин Zetta начнётся в конце 2019 года. Такие слова закла­дывали в фундамент проекта исклю­чи­тельно ударные темпы работы. Летом «Сити Трафик» запросил у автопро­из­во­дителя хотя бы пилотный образец машинки на тест-драйв. Последовал вежливый отказ с форму­ли­ровкой «Мы пока не готовы». Нескольким коллегам из других СМИ также отказали. 

Декабрь наступит через 2 месяца. Если до сих пор нет нормального пилотного образца – почему не заявляют о переносе старта произ­водства? И вот здесь всё стано­вится немного интереснее.

Второй заметный факт заклю­чается в том, что сотни миллионов рублей государ­ственных субсидий уже вложены в выпуск Zetta. Первые 100 с лишним миллионов ушли на научно-иссле­до­ва­тельские опытно-конструк­торские работы (НИОКР). Позднее дали более 90 миллионов сверху, а потом ещё 50 миллионов в разных формах государ­ственной финан­совой поддержки. Тут уже говорилось, что будет запущено серийное произ­водство «бестранс­мис­си­онного электро­мобиля на асинхронных мотор-колесах приводной системой 4х4». Иными словами, инвесторы ждут, что в декабре 2019 года машину выведут на рынок, и она начнёт разле­таться по стране объёмом до 15 тысяч единиц в год.

Формально произ­во­дитель апеллирует к третьему фактору. Дескать, гладко было на бумаге, а на деле подводят местные поставщики запчастей и комплек­тующих. К слову, батареи планируют закупать в КНР. Из-за привязки к валютным колебаниям форми­руется обтекаемый ценник: 450 тысяч – 1 миллион рублей. 

Пока вопросов больше, чем ответов. Сколько будет стоить минимальная комплек­тация? А макси­мальная? Где заряжать машину? Можно будет «запра­виться» от обычной бытовой розетки? Или ехать специ­а­ли­зи­ро­ванную станцию, но их даже в Самаре еле-еле набирается 10 штук. Пройдёт ли машина обяза­тельную государ­ственную серти­фи­кацию? Между прочим, для этой процедуры в конструкцию пришлось вносить изменения. Отдельный разговор – дизайн Zetta. Опытные автомо­бильные дизайнеры его всерьёз не воспринимают.

Сегодня произ­во­дитель обещает гарантию на автомобиль 2 года или 150 тысяч километров пробега. Это хорошо, но, на всякий случай, в рамках отдачи от полученных инвестиций в следующем году компания «Зетта» должна собрать выручку 300 миллионов, а позднее выйти на уровень в несколько милли­ардов рублей в год! 

- С 2022 года планируем выйти на рынки ОАЭ и Иордании, – говорят о намерениях экспорта машин в компании «Зетта».

Оптимизм опирается на то, что основные клиенты – не физлица, а мелкий коммер­ческий сектор – курьеры, доставка еды и т.п.

Здесь обращаем внимание на состояние развозных малолит­ражек Matiz или легко­вушек вроде Skoda Rapid и Hyundai Solaris. Их толком не обслу­живают, эксплу­а­тируют чуть ли не кругло­су­точно и списывают через несколько лет в силу изношен­ности и громадных пробегов. Способен ли выдержать такой режим иннова­ци­онный продукт, который пока не прошёл толком никаких испытаний? Очень интересный вопрос. Попробуем ответить, когда живьём увидим Zetta, а не её выста­вочный образец.

Андрей Серёгин, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

В Тольятти женщина-водитель сбила в жилой зоне девочку и скрылась

Ср Окт 16 , 2019
Полиция разыс­кивает женщину на белом автомобиле, которая утром 15 октября 2019 года сбила 10-летнего ребенка на улице Матросова. О том, что за рулем была женщина, полицейским сообщила сама постра­давшая девочка. Она также вспомнила, что машина была белого цвета.  В жилой зоне дома №30 на улице Матросова школьница, перехо­дившая проезжую часть, […]

Рубрики