Когда один грузин поет, второй не подпевает, а начинает свою мелодию”: видео выступ­ления “Басиани” в Тольятти

"Когда один грузин поет, второй не подпевает, а начинает свою мелодию": видео выступления "Басиани" в Тольятти | CityTraffic

В ДК “Тольятти” выступил патри­арший хор Грузии.

Коллектив был основан в 2000 году по благо­сло­вению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II солистами хора Свято-Троицкого Кафедрального собора Тбилиси, а в 2013 году ему присвоили почетное звание Государственного ансамбля. За годы своего творчества, ансамбль восста­новил и оживил много забытых жемчужин фольклора, записал и издал до 300 образцов пения, которые разошлись по всему миру.

Все солисты хора “Басиани” — молодые певцы из тради­ци­онных певческих династий, все они начинали свой творческий путь в детских фольк­лорных коллек­тивах в Грузии. Основатель хора и его бессменный руково­дитель — Георгий Донадзе.

В коллективе ансамбля 18 человек, многие испол­нители поют в разных хорах. По словам директора и дирижера ансамбля Зураба Тскриалашвили, не все участники имеют музыкальное образо­вание – скорее, они воспи­танники музыкальной семейной традиции.

На гастроли в Тольятти приехала большая часть ансамбля — 12 испол­ни­телей.

В России коллектив бывает с гастролями часто, еще чаще ансамбль “Басиани” гастро­лирует по Европе, бывает прослав­ленный грузинский хор также и за океаном, но в Тольятти артисты выступали впервые.

Те, кому посчаст­ли­вилось попасть на концерт, получили возмож­ность не только насла­диться грузинским полифо­ни­ческим пением в течение полутора часов, но и узнать о том, “как это сделано”, благодаря кратким приме­чаниям дирижера ансамбля Зураба Тскриалашвили.

- В XIII веке во времена правления царицы Тамары состо­ялась очень важная для Грузии битва при Басиани. Решался вопрос, быть или не быть Грузии как государству. Грузия выиграла эту битву. Название ансамбля можно перевести как Победа. Басиани и Победа – для нас слова-синонимы, — пояснили артисты. 

После концерта, когда зрители делились друг с другом впечат­ле­ниями, выяснилось, что чье-то ухо уловило в произ­ве­дениях, услышанных со сцены до 6 голосов. Зураб Тскриалашвили рассказал любозна­тельной публике об особен­ностях грузин­ского музыкального мышления:

- Грузинская полифония — это в основном три голоса. Но бывают случаи, когда в песне появляется четвертый голос. В некоторых регионах в восточной части Грузии, в горной Грузии встре­чается двухго­лосие. Но в основном мышление грузин трехго­лосное. Есть такие песни, где один голос соло, но внутри этой песни есть второй голос, так называемый “бурдон”, то есть один непре­рывный звук (от француз­ского “bourdon” – шмель, большой колокол, органный бас). Так что мышление грузинское — это много­го­лосье. Мы пели в три голоса, и только последняя песня была четырех­го­лосная.

- С древних времен. Грузия всегда была певческой страной с тради­циями много­го­лосного испол­нения. Грузины пели и во времена Колхидского государства, и во времена Иберийского царства, и в годы правления царицы Тамары, и в средне­ве­ковье, и в XX веке. Если вместе собираются два грузина и один начинает петь, другой не будет ему подпевать, а начнет свою мелодию другим голосом. Если один запоет тенором, другой подхватит басом. Где несколько грузин, там – много­го­лосие. В Грузии пели всегда – на работе, на отдыхе, за столом, в походах. Песни помогают и в грусти, и в радости, сказал Зураб Тскриалашвили.

Завершили концерт музыканты двумя леген­дарными песнями “Чакруло” и “Имерули надури”. Известный факт — в сентябре 1977 года песня “Чакруло” была отправлена с Земли на золотом диске на косми­ческом корабле “Voyager‑1” в качестве послания челове­чества иным цивили­зациям. “Имерули надури” — эта рабочая песня из Имеретии, образец того, как к грузин­скому тройному много­го­лосию добав­ляется еще и четвертый голос.

Музыканты побла­го­дарили тольят­тинцев за теплый прием и исполнили на бис практи­чески родную для русского слуха песню “Сулико”.

Но и с окончанием концерта пение песен не прервалось. Когда публика отпра­вилась за одеждой в гардероб, в коридоре случился импро­ви­зи­ро­ванный джем-сейшн. Концерт знаме­нитого коллектива из Тбилиси посетил ансамбль воспи­тан­ников право­славной гимназии Тольятти “Алконост”, в репер­туаре которого также есть духовные песни грузин­ского много­го­лосия. Поддавшись внезапному творче­скому порыву, оба коллектива объединили усилия и исполнили одну из грузинских песен, завершим ее воскли­цанием “Христос Воскресе!”.

Ладо Мирания, фото и видео автора

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сравнил региональную прессу с зеркалом

Сб 25 мая , 2019
25 мая в Струковском салу прошел фестиваль прессы “День Прессы-2019”. Масштабный праздник прессы — тради­ци­онное мероприятие для жителей Самары, области, и, конечно же, для журна­листов. Представителей прессы поздравил губер­натор Самарской области Дмитрий Азаров. - Огромное количество профес­си­о­нальных журна­листов на протя­жении десяти­летий прославляли нашу Самарскую область. Важно, чтобы была обратная связь. Важно посмот­реться в зеркало — в зеркало прессы — и увидеть, […]
"Когда один грузин поет, второй не подпевает, а начинает свою мелодию": видео выступления "Басиани" в Тольятти | CityTraffic

Рубрики