Корреспондент «СитиТрафика» попытался разобраться, станет ли благодаря государственным субсидиям сжатый природный газ более популярным топливом, чем бензин, солярка или хотя бы пропан.
Об удобстве использования метана в качестве топлива для автомобильного транспорта в последние годы очень много говорят и пишут. Продвижение газомоторного топлива под брендом EcoGas, можно сказать, стало общенациональной задачей. В Тольятти налажено серийное производство нескольких моделей новых автомобилей Lada на метане: Vesta, Largus. Говорят, что на подходе Granta.
Почти в каждом крупном городе России сегодня можно установить метановое ГБО на автомобиль с пробегом. Есть даже успешный опыт использования метана в качестве топлива в автомобильных гонках. Теперь появилась информация о планах субсидировать перевод автотранспорта на природный газ. Казалось бы, что еще нужно для успеха? Тщательный анализ свидетельствует, что с газомоторным топливом пока далеко не все безоблачно.
Первое – цена вопроса. В Тольятти и Самаре за комплект ГБО «4‑го поколения с функциями 5‑го поколения» придется заплатить 85 тысяч рублей. Весьма нескромная сумма включает оплату комплекса работ по монтажу, настройке и калибровке оборудования. Сюда же входит металлокомпозитный баллон, установка кнопки переключения с бензина на газ с указателем уровня газа в баллоне и внедрение выносного заправочного устройства с обратным клапаном под капот. Окончательный ценник при этом зависит от конкретной модели оборудования и марки автомобиля. Плюс еще 4 – 6 тысяч рублей придется отдать за пакет документов для ГИБДД. К слову, оборудовать автомобиль пропаном дешевле – 20 – 30 тысяч рублей.
После изучения федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» приходим к выводу, что субсидии далеко не полностью покроют расходы автомобилистов. За перевод своей легковушки на метан владелец сможет получить порядка 27 тысяч рублей. Перевод автобуса на природный газ в зависимости от размера машины позволит получить от 63 до 111 тысяч рублей. А за оснащение газобалонным оборудованием магистрального тягача государство заплатит до 147 тысяч рублей. Правда, уточняется, что машина не должна быть старше 5 лет. При этом планируется поощрять материально производителей машин на метане и те компании, которые будут приобретать двухтопливные машины для использования их в такси, пассажирских и грузовых перевозках, а также в государственных или муниципальных учреждениях.
Подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» является частью масштабного государственного проекта «Энергоэффективность и развитие энергетики». Немаловажный аспект – субсидии будут выплачивать только в тех регионах РФ, которые заранее подадут соответствующие заявки в федеральное Министерство энергетики. По мнению экспертов Минэнерго, применение метана положительно повлияет на экологическую обстановку в городах РФ. Приводятся и такие доводы, как экономичность (цена 1 кубометра метана составляет от 13 до 20 рублей, а литр самого дешевого бензина при этом стоит от 40 рублей и выше. Еще из доводов в пользу метана называют возможность продлить ресурс двигателя в силу его меньшего износа.
Второй немаловажный момент – скромная сеть АГНКС. Из столиц непрерывно звучат обещания, что по России будут повсеместно возводить новые автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Для комфортной эксплуатации машин требуется не менее 1 заправки на 200 автомобилей на метане.
В Тольятти на 19 марта 2019 года работает всего 2 АГНКС, а по Самарской области – 6. В обозримом будущем обещают построить еще 3. При этом федеральные СМИ пишут, что с 2019 по 2024 год в России должно быть не менее 274 тысяч метановых автомобилей. Сейчас таких машин не более 155 тысяч.
Ну, а третий, пожалуй, самый главный фактор, сдерживающий бурный рост количества машин на топливе EcoGas – процедура оформления внесенных конструктивных изменений автомобиля в ГИБДД. Она и так сложная, а с 1 июля 2019 года вступит в силу новый ГОСТ «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Он регламентирует, какие процедуры проверки соответствия требованиям регламента «О безопасности колесных транспортных средств» должны пройти автомобили, имеющие изменения в конструкцию. Проще говоря, теперь автомобили с ГБО обязательно придется предоставлять в аккредитованные испытательные лаборатории. С машиной нужно будет привезти десяток различных документов. А еще нужно будет заплатить от 8 до 20 тысяч рублей и ждать чуть ли не месяц, чтобы затем приехать на техосмотр и зарегистрировать внесенные изменения в ГИБДД.
Получается, что многочисленных плюсов пока что недорогого метана в качестве автомобильного топлива недостаточно даже при наличии государственных субсидий, чтобы убедить автовладельцев массово ставить метановое ГБО. Отложенная выгода не перекрывает необходимости выложить без малого 100 тысяч рублей прямо сейчас. А волокита с регистрацией в ГИБДД и вовсе отбивает любое желание браться за переоборудование машины. В общем, будущее у газомоторного транспорта в России есть, но оно так и остается весьма неопределенным.
Андрей Серегин, фото автора