Тольятти и Самара не хотят отказываться от совместных поездок

Пока в Москве разрабатывают механизм государственного регулирования для сервисов, вроде BlaBlaCar, жители Самарской области продолжают активно пользоваться райдшерингом.

Несколько месяцев назад в некоторых регионах страны промелькнули новости о штрафах, выписанных сотрудниками ГИБДД в отношении водителей пассажирского транспорта за незаконную перевозку пассажиров. Периодические профилактические рейды ГАИ, в ходе которых проверяется состояние пассажирского транспорта – обычное дело. Но журналисты нашли в Поволжье, а именно в Чувашии, прецедент, когда был оштрафован водитель, взявший с собой попутчиков через один из сервисов совместных поездок. Казалось бы, один случай – не показатель массовости данного явления. Но в начале текущей недели "Российская газета" напомнила читателям, что законодатели готовят единые правила для так называемых совместных поездок карпулинга или райдшеринга. А это уже весомый повод вернуться к злободневной теме.

Основной причиной, по которой государство стремится взять под свой контроль сервисы совместных поездок, можно назвать стремление воспрепятствовать получению незаконного заработка недобросовестными водителями. Или, например, заботу о безопасности пассажиров. Ведь водители-частники, в отличие от тех, кто управляет рейсовым пассажирским транспортом, не проходят предрейсовый медосмотр. Да и свои автомобили они показывают механикам явно реже, чем проводится техосмотр маршруток и автобусов. К тому же, своих пассажиров, а значит и прибыль от перевозок, теряют компании, занимающиеся междугородними перевозками, железнодорожники и авиакомпании. А в некоторых из них, как известно, есть доля государственного капитала.

Заядлые путешественники возразят, что у любого сервиса для подбора попутчиков есть система оценки водителей и машин, которая не позволит набрать попутчиков человеку, который был замечен за рулем нетрезвым или на автомобиле, состояние которого не выдерживает критики пассажиров. И все-таки будет явным лукавством не замечать по факту регулярные рейсы машин вроде 7-местных Lada Largus или Hyundai Starex, которые расписаны на несколько месяцев вперед на том же BlaBlaCar. Попробуйте добраться таким образом из Москвы или Самары, например, в Ташкент. Маршруты эти весьма востребованы. И тут очевидно, что водитель изначально совершает поездку с целью заработать денег, а никак не скоротать время в приятной компании и возместить часть затрат на топливо.

В компании BlaBlaCar на запрос корреспондента "Сити Трафика" сообщили, что строго запрещают использование сервиса в коммерческих целях простыми автовладельцами, позволяя им лишь частично компенсировать стоимость своих расходов на топливо: "Согласно постановлению Краснодарского суда, такая деятельность – райдшеринг – не нарушает законов РФ. Получать прибыль могут лишь водители, которые имеют разрешение на оказание соответствующей деятельности, платят налоги со своих доходов и так далее. BlaBlaCar строго соблюдает законы РФ и при необходимости взаимодействует с надзорными органами с целью выявления нарушителей".

Собственный опыт поездок с попутчиками показал, что на разовых поездках даже на длинные расстояния заработать не получится. Между тем, для пассажиров этот способ передвижения вполне комфортный и экономичный. Опыт показывает, что даже совместные поездки из Самары в Тольятти и обратно пользуются солидным спросом.

Андрей Серегин, фото автора