Автомобили на сжатом газе – гости из будущего

В связи с успешным опытом эксплуатации "метановой" Lada Vesta CNG мы подготовили обзор автомобилей, оснащенных сжатым природным газом, в котором постарались отразить все преимущества и недостатки газотопливных машин.

Lada Vesta CNG с завода предлагается исключительно с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 литра и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Разбег цен от 665 тысяч рублей за минимальную комплектацию до 784 тысяч рублей в "полном фарше". Всего предусмотрено 4 комплектации и 3 цвета – белый, черный и серый.

Если в целом семейство автомобилей Vesta отличается определенным лоском и универсальностью, что подтверждает тот же седан Vesta Cross, то Vesta CNG – из другой песочницы. При абсолютной внешней идентичности с обычным седаном, эта машина в своем поведении и компоновке проста и утилитарна.

Сразу снимем вопросы по аббревиатуре CNG. Это от английского словосочетания compressed natural gas, что в переводе означает – сжатый природный газ (метан). Будущий владелец получает авто с 90-литровым газовым баллоном в багажном отсеке. Поговаривают, что газовое оборудование, которое устанавливают на все машины с приставкой CNG – исключительно итальянского производства – надежное и долговечное. В технологическую начинку мы не влазили, подтвердить или опровергнуть это утверждение не беремся.

Из почти 1000 километров, которые набежали за время эксплуатации нами данной машины, можно сделать вывод, что она, скорее всего, прекрасно приживется в такси, каршеринге и в курьерских службах. В условиях бурного роста цен на бензин и пропан – метан по цене на порядок ниже, выглядит крайне выгодно. Если нужно часто и много ездить – дешевое топливо позволит существено сэкономить.

Мы не станем игнорировать определенные особенности автомобиля, которые могут не понравиться автомобилистам. По понятным причинам в Vesta CNG маленький багажник – именно туда аккуратно интегрирован газовый балон, свободным полезным пространством пришлось пожертвовать.

Машина заводится исключительно на бензине. Можно ли запустить мотор с пустым топливным баком, нам установить не удалось, поскольку сначала мы израсходовали газ, а на то, чтобы истратить бензин и провести эксперимент уже не хватило времени. Кстати, переключение с газа на бензин и обратно происходит легко – одним нажатием кнопки, размещенной на пластиковой консоли.

Неприятно удивил "аппетит" – баллон газа, заправленный "под завязку", опустел раньше, чем автомобиль успел проехать 300 километров пути. Специалисты объяснили, что он вмещает порядка 20 кубометров газа и расход метана может варьироваться в зависимости от внешних условий и стиля вождения, как в большую, так и в меньшую сторону.

Наконец, есть очевидный недостаток, но относится он не к автомобилю, а к инфраструктуре – количество станций, где можно заправить машину метаном, буквально, мизерное. Вопрос развития инфраструктуры, пожалуй, можно решить. Как вариант, можно начать снабжать государственные и муниципальные органы власти машинами на метане и это послужит существенным катализатором развития сети заправок. Почему это нужно делать? Потому что, на наш взгляд, перспективы CNG просто колоссальные!

Буквально на днях, в первых числах июня, экипаж Сергея Куприянова на газодизельном "КАМАЗе" одержал победу среди грузовиков на этапе Кубка мира по ралли-рейдам "Ралли Казахстан-2018". Причем это второй газомоторный грузовик команды "КАМАЗ-мастер". Проект по развитию КАМАЗа CNG существует с 2013 года и призван продемонстрировать, что природный газ – прекрасная альтернатива традиционному автомобильному топливу. Новый спортивный грузовик с топливом под условным наименованием "EcoGas" начал участвовать в гонках лишь в 2018 году – на ралли-рейде "Золото Кагана" в Астрахани.

Состоятельность метана подтверждают и успехи тольяттинской команды "ATC Racing" на автомобиле LADA 4x4 CNG Sport. На данный момент экипаж и известная на всю страну "метановая "Нива" готовятся к ралли-рейду "Холмы России", который пройдет с 9 по 11 июня 2018 года в Ульяновской области в статусе этапа Кубка России и открытого Чемпионата Ульяновской области по ралли-рейдам. В предыдущей сложной гонке где более половины участников зачета "Национальный" вовсе не добрались до финиша, LADA 4x4 CNG Sport успешно финишировала на 4 месте.

Возвращаясь к Lada Vesta CNG, стоит заметить, что спортивного седана на "метане" нам пока встречать не приходилось. Однако мы сравнили поведение машины при движении на бензине и на метане. Разгон до 100 километров в час, конечно, не замеряли, ведь в городской черте установлено ограничение скорости движения. Ориентируясь на ощущения от езды, можно уверенно заявить, что ВАЗовский мотор работает одинаково эффективно и на бензине, и на метане. Так что, повторим сказанное выше, у CNG точно есть будущее. Насколько оно будет ярким и как скоро наступит эра метанового транспорта – предсказывать не беремся.

Андрей Серегин, фото автора, Эдуарда Денисова и Антона Еликова