По оптимистичным прогнозам отечественные 20-местные электрические автобусы, способные передвигаться без водителя, запустят в серийное производство в Поволжье к 2021 году.
Их выпуск готовится освоить завод «КАМАЗ» из Набережных Челнов. Свой первый прототип данной беспилотной «маршрутки» челнинские инженеры представили публике еще в 2016 году. На данный момент ведется разработка госстандартов для всего спектра отечественной беспилотной техники.
Прокладкой маршрутов для автономных автобусов занимается «Яндекс». Его сервисы позволят машине без водителя узнавать информацию о пробках на маршруте движения и ориентироваться по карте. Обмен данными будет происходить при помощи сетей беспроводной связи 5 поколения – 5G. Публичное тестирование автономных машин на электрической тяге в Татарстане проводится в период игр Чемпионата мира по футболу 2018 года. ШАТЛы перевозят болельщиков в Казани между фан-зоной и футбольной ареной.
Основой для сетей пятого поколения один из операторов «большой тройки» в Республике Татарстан выбрал новые диапазоны частот 3,4 – 3,8 ГГц, выделенные Государственной комиссией по радиочастотам в период Чемпионата мира по футболу 2018 года. А «железом» для передачи и получения сигнала служит оборудование, созданное китайской компанией Huawei.
Беспилотная машина ориентируется на дороге с помощью скоростного обмена телематической информацией о параметрах движения и видеосигналом с серверами управления в режиме реального времени, откуда за ней следят инженеры-конструкторы.
Кузов машины выполнен из композитных материалов, рама – из алюминиевых материалов. Наименование ШАТЛ расшифровывается, как «Широко адаптивная транспортная логистика». Автобусы имеют заводское наименование КАМАЗ-1221. В работе над ним и предсерийных испытаниях участвовал столичный научно-исследовательский центр «НАМИ».
Интерфейс автобуса позволяет пассажиру самостоятельно выбрать остановку для высадки, вызвать остановку по требованию или остановить машину в аварийном режиме. Пассажиры могут открыть дверь автобуса изнутри, а также использовать USB-порт для зарядки гаджетов во время движения.
На КАМАЗе уверены, что электрический транспорт, а в особенности беспилотный электрический транспорт, одно из ключевых направлений развития российского машиностроения. Параллельно идет активное тестирование грузовой модели беспилотника, получившей наименование «Одиссей» в Набережных Челнах.
Андрей Серегин, фото kamaz.ru