Ралли-рейд "Холмы России" - гонки сильных мужчин на выносливых машинах

Корреспондент "Сити Трафика" выступил штурманом на боевой ВАЗ 2112 в открытом чемпионате Ульяновской области по ралли-рейдам, проехал более 350 километров по бездорожью и успешно финишировал в первой десятке, едва не попав в число призеров гонки.

В Радищевском районе Ульяновской области 8 и 9 сентября 2017 года проходил четвертый из пяти этапов открытых соревнований по ралли-рейдам – баха "Денис Давыдов". Для публики, не посвященной в тонкости автомобильного спорта, кое-что проясним. Ралли-рейд это гонка на длинную дистанцию по пересеченной местности, в которой могут участвовать грузовые и легковые машины, внедорожники, мотоциклы и квадроциклы. "Бахой" называется короткий ралли-рейд, продолжительность которого не превышает 3 дней, а протяженность дистанции составляет не более 1200 километров.

От классических ралли-рейдов вроде "Шелкового пути" или марафонского "Дакара" любую баху отличает более точный, конкретный маршрут движения участников по скоростным участкам. Баха - официально признанная разновидность ралли-рейда, определяемая Международной Федерацией Автоспорта (FIA) как "соревнования, проходящие по пересеченной местности (бездорожью) и дорогам общего пользования". Такое название взято по имени местечка на границе США и Мексики, где впервые был проведен короткий ралли-рейд.

А Денис Давыдов – русский поэт, один из партизанских командиров Отечественной войны 1812 года, уроженец села Верхняя Маза, которое сегодня территориально отнесено к Ульяновской области. В дни проведения гонки местные жители и гости Радищевского района участвовали в большом фестивале имени своего выдающегося земляка, а организаторы, пилоты и штурманы в это время "утюжили" окрестные грунтовые дороги. Даже "Автомобильная федерация Самарской области" не осталась в стороне – из Самары привезли медали и дипломы, чтобы по итогам гонки наградить победителей в зачете Открытого кубка Самарской области по ралли-рейдам. Получилось две гонки в одной. Хуже от этого никому не стало.

Свое желание участвовать в гонке организаторам предварительно обозначили 32 экипажа. Приехало 28 экипажей. Кроме мотозачета участники соревновались в классе спортивных грузовых машин, иностранных и отечественных внедорожников, а также в зачете "Рейд-спорт моно", где выступают моноприводные легковые машины.

Что такое ралли-рейды изнутри? Как видит баху участник гонки? После подачи предварительной заявки организаторам нужно прибыть в назначенный день на бивуак – место стоянки штаба и участников гонки. Далее все подчинено довольно жесткому распорядку. Пилоты и штурманы посещают штаб гонки, оплачивают стартовые взносы, расписываются в заявке, предоставляют документы (лицензию пилота, медсправку, паспорт и т.п.).

Пока пилот перегоняет спортивный автомобиль в зону проведения технической инспекции, штурман получает дорожную книгу, по которой предстоит преодолевать скоростную трассу гонки. В нашем случае в первый день был единственный скоростной участок (СУ) протяженностью в 47 километров. Его принято называть "пролог", поскольку первый участок открывает гонку.

Стоит ли говорить, как кипела кровь! Это была первая настоящая гонка, как в статусе штурмана, так и вообще.

Получив дорожную книгу, я вооружился цветными маркерами. Нужно было досконально изучить дорожную книгу и отметить опасные или наиболее сложные точки маршрута. Пришлось оперативно заучивать, что обозначают символы в дорожной книге. В том числе, от того, насколько точно штурман усвоил язык дорожной книги, напрямую зависит – не уедет ли машина куда-нибудь в болото, и сможет ли экипаж вообще финишировать.

Надо отдать должное пилоту – не будь он столь опытным, кое-какие ошибки начинающего штурмана могли бы легко оформить нашему экипажу сход, а то и вовсе "списать" автомобиль. Благо, на старт гонки я выезжал справа от бывалого самарского гонщика Юрия Фокеева. За 12 лет проведения соревнований "Холмы России", на его счету не только победы в отдельных гонках на здешних просторах, но и заслуженный титул чемпиона этих гонок! Сказать, что я старался не подвести пилота – значит нагло соврать.

Мы вовремя приехали к стартовому створу СУ 1. Въехали в него в отведенную нам минуту. Судья на старте выставил перед автомобилем раскрытую ладонь. Один за другим его пальцы собрались в кулак, рука поднялась вверх, мотор взревел и наш автомобиль рванул к первому левому повороту через 300 метров…. Мы проехали первый скоростной участок за 50 минут и 29 секунд, отстав от лидера на 16 с лишним минут. Последние 15 километров после головокружительного трамплина доезжали на трех колесах – от задней левой покрышки остались лишь воспоминания.

Двадцать третья строчка протокола из двадцати восьми – повод основательно сосредоточиться на втором дне. Разумеется, результат не порадовал мастеровитого пилота, но он не подал вида, а только указал на некоторые недоработки, которых следовало избегать по ходу основной гонки.

Я получил маршрут скоростных участков второго соревновательного дня и принялся внимательнейшим образом их изучать. Ох, и поволновался, вчитываясь поочередно в каждую из двух дорожных книг! Опыт работы на гонках, конечно, подсказывал, что все еще впереди, каждому экипажу предстояло дважды пройти 2 скоростных участка по 109 и 53 километра. Но пришлось основательно постараться, чтобы преодолеть нервное напряжение, постараться выспаться и максимально точно отработать свои задачи.

Старт утром второго дня показал, что дорожная книга перестала быть набором иероглифов, а человек, сидящий справа в нашей машине, понемногу эволюционировал до сколько-нибудь удобоваримого набора действий. Диктовать получалось чуть удачнее, чуть быстрее и точнее. После финиша СУ 2 мы успели заправиться и долить воды в бачок стеклоомывателя. Штурм длинной дистанции СУ 3 удался не без огрехов, но мы финишировали в отведенный норматив времени. Половина гонки осталась позади. Повторное прохождение короткого и длинного скоростного участка обещало быть чуть удачнее и быстрее, но тут начали проявляться последствия жестких прыжков по ямам.

У нас пришли в негодность задние стойки стабилизаторов. Вместо амортизации кузова они позволяли корме машины болтаться вверх-вниз после каждого прыжка. Генератор нашей ВАЗ 2112 остался на нижнем болтовом креплении и лишь каким-то чудом продолжал исправно давать зарядку. Ремень генератора имел очень слабую натяжку, но, оказалось, что для отечественного автомобиля это не повод сдаваться. После одного из нескольких наших ошеломительных прыжков мотор удерживался одним-единственным кронштейном крепления. Это произошло за полсотни километров до финиша гонки. Как двигатель не упал и позволил нам финишировать – загадка из области паранормальных явлений.

В общей сложности, мы проехали более 350 километров скоростных участков. В классе "Рейд-спорт моно" мы заняли 4 место. Оказались на 9 строчке из 26 участников в абсолютном зачете. Мы отстали по итогам гонки от лидеров на 2 часа 16 минут. Пять скоростных участков были пройдены за 6 часов 58 минут. Мы оказались на 1 позицию выше, чем тольяттинский пилот Владимир Комаров, который, по иронии судьбы, выступал в паре с самарским штурманом Дмитрием Милокумовым.

Чуть не забыл, на СУ 3 мы помогали тушить горящий Mitsubishi Pajero. Отдали свой огнетушитель и всю воду, что была в машине. Поскольку не удалось справиться с огнем, приняли решение доехать до ближайшего судейского поста и запросить помощь организаторов – пламя понемногу подбиралось к бензобаку – машина могла полностью выгореть. После нашего сигнала судьи взяли погорельцев на буксир, втащили машину в брод в 100 метрах от того места, где она загорелась и тем самым спасли внедорожник от гибели. Другой Pajero еще в начале гонки умудрился "погулять" по подсолнуховому полю и полностью лишился лобового стекла. Один из ретивых гражданских водителей на "Приоре" не разъехался на дорожной секции с легковушкой нашего зачетного класса. По ходу гонки сошли 7 экипажей – из них 3 внедорожника и одна гоночная ГАЗель. Они выбыли из борьбы уже после второго СУ.

Впечатления от гонки – передать сложно. Сам факт того, что мы финишировали, уже означал победу над собой, над сомнениями и переживаниями. Стало ясно, что работать на гонке в качестве журналиста, фотографа или видеооператора это далеко не одно и то же, что сесть за руль или справа от пилота и проехать гонку от начала до конца. Ну, и конечно, до глубины души поразила выносливость техники, в частности, нашей машины! Сложно представить – какие доработки были произведены и чем закалены узлы автомобиля, но он с честью прошел всю гонку и, полагаю, после легкого ребилда еще пройдет не одну тысячу похожих скоростных участков по пересеченной местности.

Последнее, что хотелось бы отметить. Баху "Денис Давыдов" провели Некоммерческое партнерство "Икс Тим Клуб", Ульяновская федерация автоспорта и Министерство спорта Ульяновской области при поддержке местных властей Радищевского района. Уровень этой гонки, совершенно точно, во многом выше, чем качество соревнований в статусе Чемионата и Кубка России по ралли-рейдам. На областные соревнования приехали участники из Балаково и Казани, Москвы и Самары, Тольятти, Ульяновска и Чебоксар.

В ответ на хвалебные эпитеты и пожелание взяться за организацию Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам, чтобы журналистам не было стыдно за тот бардак, что царит в них сейчас, организаторы и идейные вдохновители соревнований "Холмы России" Александр Охотников и Александр Грачев шутят: "Мы подождем, когда Чемпионат и Кубок России по ралли-рейдам "снизойдут" до "Холмов России".

Шутки шутками, а ведь на предыдущей гонке Кубка и Чемпионата России "Великая степь - Волга 2017" в Саратовской области в конце августа еле-еле набралось 28 участников. Ровно столько же, сколько приехало на гонку областного чемпионата "Холмы России", причем три десятка спортсменов для "Холмов России" – далеко не рекорд!

Остается поздравить победителей. В абсолютном зачете это столичный дуэт Андрея Динабурга и Руслана Мосолова – их Pajero пришел к финишу самым первым! В классе "Рейд-спорт моно" сильнейшими стали ульяновские спортсмены Дмитрий и Сергей Переверзевы. В мотозачете победил Евгений Тихонов, а в национальном классе победу праздновал экипаж Ульяновского автозавода, выступавший на "Патриоте", Дмитрий Рыбин и Андрей Батенко.

Текст Андрей Серегин, фото Николай Данилов и Наталья Соколова