Через 13 лет в России молодежи будет меньше, чем в 2005 году

Эксперты Института демографии НИУ ВШЭ пришли к выводу, что,  хотя число граждан от 15 до 19 лет растет, последствия демографической ямы в ближайшее десятилетие преодолеть не удастся.

В Институте образования и Институте демографии НИУ ВШЭ проанализировали динамику охвата молодежи средним профессиональным образованием за 2005-2015 года и составили демографический прогноз о том, как будет изменяться численность 15-19-летних граждан в субъектах РФ до 2030 года.

Как выяснилось, система профобразования за эти годы испытала незначительное сокращение контингента на фоне резкого демографического спада, что показывает ее успешную адаптацию во многих регионах. Помимо этого, эксперты выявили смену демографического тренда с 2016 года и представили расчеты по численности молодежи, которые необходимо учитывать при разработке региональных программ развития СПО.

Так, все регионы России вплоть до начала 2030 года ожидает устойчивый демографический рост. Общая численность когорты 15-19-летних в стране вырастет с 6 596 тысяч человек в 2016 году до 8 951,6 тысячи человек в 2030 году. Однако, несмотря на заметный рост числа молодежи, последствия демографического спада предшествующего десятилетия так и не будут преодолены окончательно. В 2030 году численность 15-19-летних составит лишь 74,4% к уровню 2005 года.

Образовательные организации среднего профессионального образования за 2005-2015 годы, в отличие от университетов, переживших резкое падение приема на программы высшего образования, в основном сохранили свои позиции и свой контингент студентов. Падение популярности программ подготовки квалифицированных рабочих отчасти компенсировалось ростом приема на программы подготовки специалистов среднего звена.

Как отмечают ученые ВШЭ, при разработке региональных программ развития СПО на среднесрочную перспективу необходимо учитывать изменение факторов демографии. Программы реорганизации сети организаций СПО, подготовка молодых преподавателей и мастеров производственного обучения, обновление учебного оборудования, ремонт зданий и прочее - все составляющие образовательной инфраструктуры должны планироваться с учетом долгосрочных тенденций, связанных с прогнозируемым увеличением числа молодежи до 2030 года.