Владимир Гутенев: "Крым вернулся в родную гавань, почему бы не вернуться "Весте"?

Зампред комитета по экономической политике и промышленности Госдумы РФ рассказал "СитиТрафику", как оценивает возможность выхода отечественных производителей автокомпонентов на рынок сбыта АВТОВАЗа и возвращения производства новой версии "Лада" в Самарскую область.

Владимир Гутенев 24 апреля провел в Самаре прием граждан, во время которого был поднят вопрос о проблемах Тольятти и АВТОВАЗа.

Как отметил Владимир Гутенев, перед руководством области стоит сложная задача комплексного решения проблем Тольятти. По его словам, даже при увеличении объемы продаж современные технологии неизбежно будут приводить к тому, что все меньшее количество людей будет выпускать все большее количество машин. Владимир Гутенев также заявил, что необходимо вести работу с владельцами предприятия, чтобы вернуть на территорию Тольятти производство комплектующих и возродить рабочие места. Депутат также посетовал на то, что сборка "Весты" осуществляется в Ижевске, и выразил надежду вернуть ее производство в Тольятти. Об этом подробнее читайте в интервью, которое Владимир Гутенев дал "СитиТрафику" сразу по завершении приема граждан.

- Как государство осуществляет поддержку отечественного автомобилестроения? - Государство на протяжении последних лет активно поддерживает автопром. Вначале это были утилизационные премии, компенсация процентных ставок по автокредитам, потом по лизингу автомобилей. Выделялись дополнительные деньги со стороны государства на переобучение персонала и подготовку производств. Но сейчас мы видим, что положительный эффект от этой помощи стал снижаться. Поэтому Минпромторг, опираясь в том числе на экспертную работу Государственной думы, уже второй год реализуют новый пакет поддержки автопрома, который включает в себя компенсацию части логистических затрат во время экспорта автомобилей за рубеж, при котором государство берет на себя до 80% затрат на экспорт морским путем и до 50% - сухопутным. Также есть емкая с точки зрения расходования денег составляющая - сертификация и омологация на зарубежных рынках наших автомобилей, государство это тоже берет на себя.

- До недавнего времени преобладала ситуация, при которой отечественные производители автокомпонентов не могли выйти на рынок сбыта АВТОВАЗа, поскольку на нем превалировали зарубежные производители комплектующих. Что вы намерены предпринять в рамках своих депутатских полномочий для решения данного вопроса?

- На мой взгляд, владельцы автомобильного бизнеса, в данном случае это группа "Рено-Ниссан", в формировании своей политики в области комплектующих должны учитывать интересы российского государства по производству основной доли комплектующих на территории России, в чем заинтересована Самарская область. Может быть, даже не только для своих нужд, но для поставки на рынки Европы.

- Налажен ли у вас диалог с новым руководством АВТОВАЗа по этой теме?

- По этой теме у нас идет постоянный диалог со всеми руководителями предприятия. Я считаю, что руководство области достаточно жестко и настойчиво эту мысль менеджменту АВТОВАЗа внушает. Мне кажется, что г-н Мор обладает более острым слухом, чем г-н Бу Андерсон, который больше слушал зарубежных консультантов, поэтому часть поставок ушла из России, и мы увидели большой объем турецких и европейских запчастей, что не в наших интересах. Поэтому, мне кажется, нужно не стесняясь говорить: "Ребята, вы получаете существенную поддержку от российского государства, поэтому в своей политике в области автокомпонентов вы должны формировать преференции для тольяттинского кластера, организовывая здесь производство".

- Как вы видите решение проблемы с безработицей в Тольятти?

- Меня, конечно, не может не тревожить то, что большое количество жителей Тольятти не может получить работу, которая была бы адекватна и по заработной плате, и по перспективам. И мне кажется, то, что сейчас сформирована Территория опережающего развития, которая дает серьезные налоговые и экономические преференции для тех, кто будет развивать на ней бизнес, сейчас чрезвычайно важно. Конкурируя, в том числе с сопредельными территориями, мы, к сожалению, не являемся лидерами. Хотя пока на этом рынке еще никто не работает, а мы являемся первыми, к сожалению, очень многие руководители субъектов пытаются заманить инвесторов как российских, так и зарубежных, создавая какие-то преференции. Но Тольятти имеет явные преимущества в виде имеющейся инфраструктуры, квалифицированного персонала, а также готовности команды губернатора активно оказывать помощь. За эти несколько лет мы должны изменить ситуацию, чтобы из депрессивного вектора развития выйти на позитивный вектор.

- Что может помочь поменять депрессивный вектор развития экономики, на ваш взгляд?

- Здесь очень важно, чтобы федеральные власти не к юбилейным датам, таким как 50-летие АВТОВАЗа, давали дополнительные ресурсы, а выделяли, в том числе для нашей области, бюджетные кредиты. Наша область, имея примерно такой же объем закредитованности, как и наши соседи в Татарстане, около 70 млрд рублей, вынуждена была брать три четверти кредитов в коммерческих банках под 15% годовых. Это висит довольно серьезным грузом на наших плечах. В Татарстане нет ни одного процента коммерческих кредитов: все кредиты являются бюджетными под 0,1 %. Разница в обслуживании больше, чем в 100 раз. Поэтому мы могли бы просить у федеральной власти замещения части коммерческих кредитов на бюджетные, а высвобождаемые деньги мы бы направили на развитие территории, на создание рабочих мест. В предыдущие годы крупные налогоплательщики юридически ушли из Самарской области. Фактически эти предприятия продолжают работать, но налоги платят не у нас, и очень бы хотелось, чтобы в какой-то части налоговый поток от их деятельности приходился бы и на Самарскую область. Самый крупный в стране моногород, который когда-то был предметом гордости всей страны и наполнял очень весомо бюджет Советского Союза, сейчас нуждается в поддержке.

Насколько удастся решить эту проблему, зависит от экономической конъюнктуры. Мы видим, что сейчас экономика показывает незначительный рост.

Сейчас мы видим, что благодаря очень осторожной, консервативной, но правильной финансовой политике руководства страны, рубль укрепляется , промышленное производство выросло на 1,3 %, инфляция стала меньше 5%. Иностранные инвесторы стали вкладывать деньги в российские ценные бумаги, в облигации федерального займа, в ряд других финансовых инструментов. Это говорит о том, что идет оживление экономики. Это будет приводить к тому, что люди начнут совершать ранее отложенные покупки.

- Насколько реально, на ваш взгляд, вернуть в Тольятти сборку "Лады Весты"?

- Вот Крым вернулся в родную гавань, почему бы в родную гавань не вернуться "Весте"? Я думаю, это было бы очень хорошо. В этой гавани "Весте" были бы очень рады. Я думаю, ее бы встречали с цветами, с оркестром. Поэтому нужно работать, помогать исполнительной власти в Самарской области. За последние годы в Тольятти мы чувствуем, что город начинает потихоньку обретать второе дыхание. Хотелось бы, что как можно быстрее город задышал полной грудью. Очень многое зависит от активности граждан. Лично меня очень радует, что в рамках реализации проекта Общероссийского народного фронта, связанного со свалками, люди проявляют активность. Это говорит о том, что люди начинают ощущать себя хозяевами в собственном доме. И если сегодня это проявляется в вопросах экологии, то завтра это будет проявляться и в вопросах городской политики. Для нас очень важно рациональное использование тех ресурсов, которыми мы обладаем. Надо экономно, но качественно строить дороги, экономно ремонтировать фасады и дома, стараться за те деньги, которые есть, сделать больше и качественнее. И самое главное, нужно как можно меньше привлекать варягов, различных структур из-за периметра нашей области, поскольку налоги не должны уходить из региона.

Ксения Маянова