популярные видео
![img](/Files/2025/02/20250204-2133-3656-03-icon.jpg)
![img](/Files/2025/02/20250201-1327-3564-06-icon.jpg)
![img](/Files/2025/01/20250129-1105-3462-04-icon.jpg)
Елена Романичева: современные дети не читатели, а писатели
В Тольятти прошла публичная лекция кандидата педагогических наук Елены Романичевой, на которой родители и учителя узнали о том, как заинтересовать ребенка, чтобы он начал читать.
Лекции Елены Романичевой - кандидата педагогических наук, доцента, главного научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет", заслуженного учителя России проходят в Тольятти 10-11 марта 2017 года.
В первый день она встретилась с горожанами в библиотеке Автограда и на примере своих книг рассказала, чем можно заинтересовать ребенка, чтобы он начал читать.
- Когда мы ехали в библиотеку на встречу с вами, я ни в одном дворе не увидела гуляющего ребенка, – рассказывает Елена Станиславовна. – В Москве та же самая история, несмотря на огромное количество детских площадок. Вспомните свое детство. Мы выходили гулять, и все крыши были наши, все деревья были наши, все заброшенные дома были нашими. Нашим родителям не было страшно? Конечно, было. Но о своих походах мы им не говорили. То же самое с нынешними детьми, им можно быть в интернете, они там живут. Я понимаю, что родителям страшно за них, но запретами не пользоваться гаджетами ничего не сделаешь.
Лектор считает, что именно взрослые виноваты в том, что дети ушли в мир гаджетов. Потому что каждый родитель строит свое общение с ребенком на конфликте: "Выключи компьютер, делай уроки". По мнению Елены Станиславовны это неправильно. Гораздо эффективнее, если именно родители будут учиться вместе со своими детьми. Учиться самообразованию.
В качестве рекомендации, как это сделать, лектор рассказала всем присутствующим о технологии встречного движения. Она заключается в том, что если ребенок читает то, что ему порекомендовали родители, взрослые начинают читать то, что интересно этому ребенку. При этом речь идет просто о прочтении.
- Вспомните, пожалуйста, знаменитый рассказ Алексина, – обратилась к залу лектор, - в котором отец начал руководить чтением ребенка и стал спрашивать у него пересказ прочитанного. Он считал, что обычное чтение абсолютно бессистемное. И в конце концов ребенок стал воспринимать свое любимое занятие, а их было два: чтение и разговор с отцом, как самое ненавистное. Потому что когда он читал, думал, о чем его будет спрашивать отец. Ему был интересно не мнение мальчика о прочитанном, а конкретно пересказ.
Когда ребенок читает то, что вы ему посоветовали, а вы знакомитесь с тем чтивом, которое интересует его, у вас появляется общий семейный список дополнительной литературы. Со временем выстраивается коммуникация между членами вашей семьи и мировой литературой.
Продолжая мысль о чтении дополнительной литературы, правомерно было бы сказать, что обучение не заканчивается школой. К такому выводу пришла Елена Станиславовна и ее коллеги из лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
- Мы проводили форум, – продолжила Елена Станиславовна, – и на одной площадке форума выступал основатель журнала "Золотая курица" Лев Давыдов. Он профессионально работает с пишущими детьми. Причем именно с пишущими детьми, потому что он достаточно жестко отсеивает графоманов, достаточно жестко отсеивает тех, кто за счет своего ребенка удовлетворяет свои амбиции. И когда он рассказывал о своей практике, отметил: Дети сейчас не читатели, они больше пишут, чем читают.
Чтобы не убить в детях желание сочинять что-то свое и тем самым обучаться дополнительно чему-то полезному, можно, по словам лектора, научиться пересочинять уже имеющиеся сказки. Например, попробовать написать сказку "Красная шапочка" от первого лица. Или же попробовать пересказать сказку в формате SMS –сообщения, то есть выразить свою мысль коротко в несколько символах. Ведь, по словам лектора, на сегодняшний день самым сложным оказывается для людей – писать коротко.
Елена Станиславовна также отметила, что программа школьных занятий по литературе сейчас составлена таким образом, чтобы дети читали те книги, которые не соответствуют их возрасту. Для примера она остановилась на произведении Валентина Распутина "Уроки французского".
- В 1987 году, 30 лет назад, "Уроки французского" включались во внеклассное чтение в 9-м классе. Сейчас дети проходят это произведение в шестом классе. Вот представьте стихотворение "Когда волнуются желтеющие нивы…" в пятом классе. Что ребенок может из этого стихотворения понять? – обратилась Елена Романичева к присутствующим в зале.
И пришла к выводу о том, что поэзии, адресованной детям, у нас абсолютно нет.
В конце лекции "СитиТрафика" поинтересовался у лектора, что она думает о так называемом "клиповом мышлении", которое многие педагоги считают причиной утраты интереса детей чтению.
- У клипового мышления есть такая хорошая вещь, как способность переключаться и способность ставить заслон негативной информации, - ответила Романичева. - Поэтому не надо с этим бороться, надо понимать, что мы живем в информационном мире. И надо просто учить ребенка разным стратегиям общения с информацией и книгой, которые позволят ему понимать и запоминать то, что он узнал благодаря этим источникам. Например, есть стратегия чтения информационного текста "Факты или мнения?". Что мне навязывают больше: факты или мнения о каком-либо событии?
Лекции Елены Романичевой пройдут и сегодня, 11 марта, на базе МБУ "Школа № 89" (Автозаводский район, ул. Дзержинского, 39). Педагоги и студенты, а также все желающие смогут познакомиться с особыми технологиями чтения и задать лектору волнующие вопросы. Начало в 11.00.
Анна Соколова, фото автора
может заинтересовать
![img](/Files/2025/01/20250130-1137-3499-kampys-icon.jpg)
![img](/Files/2025/01/20250121-1059-3219-photo_2025-01-21_10-53-14-icon.jpg)
![img](/Files/2024/12/20241224-1019-2473-gs_ckiex4rg-icon.jpg)
![img](/Files/2024/12/20241216-1031-2234-shkola-icon.jpg)
![img](/Files/2024/12/20241214-747-2200-86-icon.jpg)
![img](/Files/2024/12/20241212-1506-2147-ege-icon.jpg)
![img](/Files/2024/12/20241203-1631-1874-10-icon.jpg)
![img](/Files/2024/12/20241203-1458-1868-10-icon.jpg)
![img](/Files/2024/11/20241123-821-1583-23-icon.jpg)
![img](/Files/2024/11/20241109-1706-1184-07-icon.jpg)
![img](/Files/2024/10/20241024-1041-735-04-icon.jpg)
![img](/Files/2024/10/20241022-1144-680-ege-icon.jpg)