популярные видео



Минэкономразвития Самарской области неправомерно потратило субсидии, выделенные на поддержку малого и среднего бизнеса
Об этом стало известно из отчета Счетной палаты, заслушанного на комитете по промышленности и торговле Самарской губернской думы.
Счетная палата Самарской области проверила, как тратились субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса, выделенные министерству экономического развития региона из областного бюджета за период 2013-2015 гг. Об этом стало известно на заседании комитета по промышленности и торговли Самарской губернской думы, прошедшем 17 февраля 2017 года.
Как следует из отчета аудиторов, в 2013-2015 годах государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) осуществлялась в рамках областной целевой и государственной программ. Общий объем поддержки составил 1 685,1 млн. рублей и включал в себя субсидии и гранты СМСП, субсидии Государственному автономному учреждению Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (далее - ГАУ "ЦИК СО") и субсидии Фонду "Региональный центр развития предпринимательства Самарской области" (далее - Фонд "РЦРП") в целях реализации мероприятий по поддержке СМСП, а также субсидии местным бюджетам.
Между тем, как отметили в Счетной палате СО, Финансирование СМСП, заключающееся в прямом возмещении понесенных ими затрат, не является приоритетным направлением государственной программы. При этом эффективность "прямых" мер поддержки СМСП достаточно высока. По юридическим лицам налоговые поступления в 1,8 раза превысили объем поддержки.
Вместе с тем, объем субсидий, предоставленных ГАУ "ЦИК СО" и Фонду "РЦРП", составивший 883,3 млн. рублей, превысили объем «прямой» поддержки СМСП в 1,3 раза.
Анализ порядков предоставления субсидий (грантов) выявил ряд недостатков, свидетельствующих об отсутствии действенного механизма возврата неправомерно полученных субсидий. К примеру, в порядках предоставления субсидий СМСП основания для возврата субсидий не взаимосвязаны с условиями их предоставления, что не соответствует статье 78 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, часть соглашений, заключенных МЭРИТ СО с получателями субсидий, не соответствует условиям порядков их предоставления.
Отсутствие мер ответственности позволило 42 предпринимателям прекратить деятельность без возврата средств государственной поддержки в размере 36,7 млн. рублей, сохранив за собой просубсидированное оборудование. Часть из них прекратила деятельность, менее чем через полгода от установленного срока представления отчетности.
В ходе проведенных Счетной палатой выборочных выездных осмотров мест осуществления бизнеса по 3-м организациям, получившим 7,3 млн. рублей, установлено отсутствие просубсидированного оборудования.
В рамках контрольного мероприятия также проверена деятельность Фонда "РЦРП" и ГАУ "ЦИК СО", входящих в инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.
Практически вся уставная деятельность ГАУ "ЦИК СО" финансируется не в рамках государственного задания, а в виде субсидий на иные цели. Объемы финансирования государственного задания составили всего 11%.
ГАУ "ЦИК СО", обеспечивая государственные нужды Самарской области при выполнении программных задач по созданию и развитию инфраструктуры поддержки СМСП, неправомерно осуществлены 207 закупок на сумму 501,7 млн. рублей по нормам Федерального закона № 223-ФЗ, регулирующего закупки для нужд заказчиков, а не по Федеральному закону о контрактной системе № 44-ФЗ.
Со стороны ГАУ "ЦИК СО" отсутствовал надлежащий контроль за привлеченными подрядчиками и их соисполнителями.
При реализации мероприятий в части создания регионального центра инжиниринга по ряду проектов использовались договорные цепочки с участием контрагентов второго звена, в том числе заинтересованных лиц и фирм-"однодневок". По отдельным проектам установлено необоснованное завышение стоимости услуг, материалов, сырья и комплектующих. Превышение цены работ и услуг оплаченных ГАУ "ЦИК СО" за счет средств субсидий, над их реальной стоимостью варьируется от 2,7 до 7,4 млн. рублей.
В качестве основных исполнителей программных мероприятий в части кластерного развития в 2014-2015 годах привлекались аффилированные организации.
Общая сумма средств, перечисленных ГАУ "ЦИК СО" данным организациям составила 174,7 млн. рублей.
Реальная стоимость услуг, выполненных указанными организациями в рамках мероприятий по поддержке СМСП, составила 61,3 млн. рублей или 35% от объема средств, полученных от ГАУ "ЦИК СО". Денежные средства в сумме 113,4 млн. рублей отвлекались из хозяйственного оборота путем размещения их на депозитах и предоставления займов хозяйствующим взаимосвязанным субъектам. В частности, свыше 40 млн. рублей было перечислено в порядке субподряда взаимосвязанной организации, из которых 26,8 млн. рублей выплачено ее учредителю (являющемуся близким родственником подрядчика) в виде дивидендов по результатам деятельности организации.
Кроме того, в цепочках взаиморасчетов с контрагентами 59,8 млн. рублей было обналичено посредством организаций, обладающих признаками фирмы-"однодневки", и компаний, использующих вексельные схемы взаиморасчетов.
Фондом "РЦРП" на поддержку СМСП получены субсидии в сумме 313,9 млн. рублей. При расходовании бюджетных средств Фонд "РЦРП2 самостоятельно не выполнял никаких мероприятий, а лишь оплачивал услуги контрагентов в рамках заключенных гражданско-правовых договоров. Таким образом, Фонд "РЦРП" фактически являлся промежуточным звеном между МЭРИТ СО и исполнителями услуг.
Фондом "РЦРП" за счет средств, предназначенных для оказания образовательных услуг в рамках Молодежного форума "iВолга-2014", профинансировано приобретение привлеченным подрядчиком дорогостоящего оборудования стоимостью 0,9 млн. рублей. Данное оборудование по завершении форума осталось в собственности коммерческой организации (подрядчика).
В ответ на все претензии в минэкономразвития пообещали скорректировать порядок предоставления субсидий предпринимателям. В Фонде поддержки предпринимательства, в свою очередь, заявили, что заставят тех 42 предпринимателей вернуть выделенные им субсидии, обратившись в суд, если откажутся решить вопрос в досудебном порядке. В Фонде также заявили, что все выявленные Счетной палатой случаи привлечения аффилированных лиц будет разбирать прокуратура, куда уже направлено соответствующее заявление.
- Когда мы субсидировали малый и средний бизнес напрямую, мы потратили на эти цели практически 600 млн рублей, а взамен получили 1,8 млрд рублей. То, есть, здесь эффективность налицо. Но не везде был жесткий контроль за возвратом инвестиций в случае провали бизнеса и за сохранностью этих средств. Сейчас это все доработано, и, я думаю, министерство экономического развития будет более жестко подходить к тем субъектам, которые выходят со своей инициативой на получение субсидий разного вида, - заметил после заседания председатель комитета по промышленности Вячеслав Малеев.
Ксения Маянова
может заинтересовать










