Исследователи из Канады пришли к выводу, что чтение вслух одновременно задействует несколько каналов восприятия, а «связывает» информацию с личностью читающего.
Для «читающего» эксперимента психологи университета Уотерлу привлекли 95 студентов. На первом этапе они диктовали в микрофон список из 160 не связанных друг с другом существительных.
Через две недели студентов разделили на 4 группы и дали задание запомнить 20 из ранее прочитанных существительных, отобранных в случайном порядке. При этом одна группа читала слова «про себя», другая слушала собственную запись этих слов. Третьей группе предложили прослушать слова, прочитанные голосом одного из экспериментаторов (мужчины или женщины в зависимости от пола участника исследования). Четвертая группа читала список слов вслух самостоятельно.
После этого всех участников попросили отметить, какие именно 20 слов из 160 они запоминали.
Больше всего запомнили те, кто читал слова вслух. На втором месте оказались студенты, слушавшие собственную запись. Хуже всего тест прошла группа, участники которой читали слова «про себя».
Психологи заключили, что чтение вслух помогает добиться наиболее активной вовлеченности в процесс обучения. Оно задействует и визуальное, и слуховое восприятие, а также моторную активность (движения губ). Кроме того, при чтении вслух сильнее всего проявляется эффект самореференции (self-reference effect) — склонность человека лучше запоминать информацию, если она важна для него лично, сообщает naked-science.
Исследователи считают, что эти результаты можно применить с пользой не только для школьников и студентов, но и для пожилых людей, которым необходимо укреплять память. Исследование опубликовано в журнале Memory.