Экипаж из Тольятти завершил выступление в открытом Чемпионате Ульяновской области по ралли-рейдам «Холмы России», успешно финишировав 14 октября 2017 года в бахе «Засечная черта» в десятке лидеров зачета «Рейд-спорт моно» на автомобиле ВАЗ 21093.
Прошедшая гонка была заключительным этапом соревнований. Она окончательно расставила участников в турнирной таблице по итогам пяти ралли-рейдов, состоявшихся в 2017 году. В лучших традициях, на старт «Холмов России» приехали 30 экипажей из 11 регионов России. Финал собрал гостей из Астрахани и города Балаково, Волгограда и Казани, Москвы и Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Самары, Тольятти и Ульяновска, Чебоксар и Ярославля! Столь обширным географическим охватом в нынешних условиях, может похвастаться далеко не каждая гонка, будь то ралли или ралли-рейды. А Чемпионат Ульяновской области собирал, собирает, и, мы уверены, продолжит собирать из года в год все больше участников.
Сюда едут пилоты и команды, без армии механиков, дорогостоящих тренеров, собственных поваров и прочей атрибутики фешенебельной гоночной жизни, которую стараются пропагандировать (впрочем, безуспешно, — прим. авт.) адепты высокозатратных проектов. Зато именно такие соревнования позволяют людям, влюбленным в автоспорт, не просто ощутить себя квалифицированными пилотами или штурманами, а стать ими. Без огромных денег, без поддержки крупных корпораций и без пустой напускной важности. Здесь нет шумных церемоний с перекрытием главной площади областного города, зато есть живые зрители, жители небольших городов и поселков, которые искренне сопереживают спортсменам.
Спортивный директор Гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин подводя итоги участия пилотов и штурманов команды на грузовиках в сезоне «Холмов России» 2017 года, отметил, что это любимый турнир команды и добавил: «Турнир на протяжении всего сезона был представительным и объективно заткнул за пояс Чемпионат России. И по количеству участников, и по предложенным маршрутам, и по организации. Но, самое главное, по честности ведения спортивной борьбы и уникально дружественной атмосфере. Даже на финальном, довольно грязевом этапе собралось 33 реальных участника, которые вышли биться за победу, а не для того, чтобы стартовать и сразу в парк, дабы составить кворум».
Кстати, отчет о предыдущей гонке наделал неожиданно много шума. Из стана российского ралли-рейдового чемпионата поступали сумбурные звонки с вопросами, претензиями и даже обвинениями в заказном характере материала. Будем надеяться, что «разум когда-нибудь победит», то есть руководители (именно руководители, а не рядовой персонал) российской серии ралли-рейдов сделают правильные выводы из критики, адресованной их детищу.
Тем временем, организаторы «Холмов России» стараются соответствовать установленному уровню и находят в этом поддержку со стороны бизнеса. В 2018 году официальным автомобильным брендом и партнером этих соревнований на весь сезон станет Toyota в лице своего ульяновского дилера. Уже на нынешний финал всем участникам были доступны пробные поездки на внедорожниках Land Cruiser, RAV4 и пикапе Hilux. А стартовый створ на гонке украшали красные и белые фирменные флаги этого японского автомобильного бренда, придавая еще больший колорит соревнованиям.
Заключительную гонку сезона штаб соревнований постарался сделать интересной и в меру сложной. Всем участникам предстояло пройти 2 спецучастка (СУ). Каждый СУ, в свою очередь, включал 2 круга, протяжённостью примерно по 70 километров каждый. Суммарный километраж гонки составил чуть более 310 километров. Итоговая дистанция скоростных участков – 280 километров или около того.
Красочную стартовую арку на фоне ярко-желтого осеннего леса, установленную в районе села Кувшиновка в пригороде Ульяновска, прошли грузовики команды «ГАЗ Рейд Спорт», внедорожники, легковые моноприводные машины, мотоциклисты и мотовездеход. Так или иначе, по ходу рассказа о гонке мы упомянем представителей каждого из соревновательных классов, а сейчас не станем подробно на них останавливаться.
Тольятти представлял экипаж ВАЗовской «девятки» с символикой родного города на бортах под управлением опытнейшего пилота Владимира Комарова. Так уж получилось, что по ходу сезона у пилота сменилось несколько штурманов. Два этапа соревнований он пропустил по объективным причинам. И все же к решающей гонке из двадцатки участников зачета «Рейд-спорт моно» Владимир Комаров занимал 9 строчку. О борьбе за подиум по итогам сезона речи не было, но гонка обещала быть насыщенной. Предстояло бороться не столько с другими участниками, сколько с обстоятельствами и, как позже выяснилось, с автомобилем.
Дело в том, что к гонке кузов автомобиля пришлось существенно усиливать. Местами он потерял свою былую жесткость из-за усталости металла и девяти лет суровой эксплуатации в автомобильных гонках. Почти неделю перед гонкой в Тольятти над автомобилем «колдовал» мастер рихтовки со сварочным аппаратом, стальными усилителями и Бог знает, с чем еще. Под конец восстановительных работ выяснилось, что оставшиеся в запасе передние амортизаторы предельно жесткие и практически не работают на отбой. То есть, передают все удары и неровности дороги напрямик – кузову и экипажу. В общем, уже перед выездом на гонку было понимание, что ехать придется, как говорят, ресурсом машины.
Разумеется, не бывает такой гонки, в которой пилот бездумно давит педаль газа в пол и не переживает, что автомобиль может получить критичные повреждения и сойти с дистанции. Но здесь мы изначально настраивались на то, ехать будем чуть больше, чем аккуратно. Автомобиль должен было достойно завершить сезон, чтобы пройти полноценный ребилд и продолжить выступать в гонках в следующем году.
Отрадно, что по ходу первого СУ почти не было допущено ошибок. Так думал штурман до финиша первой половины гонки. При обсуждении маршрута с другими участниками наш экипаж осознал, что не был пройден в установленном порядке контрольный створ №9. То есть, мы до него доезжали, видели судью и его автомобиль УАЗ, но сам створ не проезжали. Таким образом мы без какого-то злого умысла срезали часть дистанции. Это значило, что нашему экипажу с бортовым номером 524 в наказание за нарушение грозил, минимум, час пенализации – дополнительного времени, суммируемого с временем прохождения трассы.
Безусловно, это «открытие» подпортило настроение, но у нас впереди была еще половина гонки – 2 круга второго СУ. На первом круге мы не вполне удачно преодолели брод. Его глубина вопреки иронии организаторов, на наш взгляд, составляла далеко не 30 сантиметров, а чуть не вдвое больше. Водой залило блок предохранителей. Сначала отказал приборная панель, за ней отключилась вентиляция салона, моментально запотели стекла. Пришлось остановиться и заменить предохранитель печки. Все заработало. Поехали дальше.
Исправили свою оплошность и прошли контрольный створ №9. Когда завершали первый круг СУ 2, начал моросить дождь. Более четверти дистанции пришлось проходить по скользкому грунту, размокшему от воды. Хочешь, не хочешь, а скорость под 120 – 130 километров в час в таких условиях грозила немедленным и весьма болезненным сходом с дистанции. Пришлось сбавить обороты, нам очень хотелось финишировать. И мы финишировали!
Состояние автомобиля не вызывало после завершения гонки ничего, кроме безмерного уважения к его живучести. Разорвало правый лонжерон, появились сквозные трещины по нижней части рамки лобового стекла…. И этот ВАЗ 21093, рожденный в 2008 году, не просто сумел пройти довольно сложный маршрут, но и благополучно довез своего владельца обратно в Тольятти.
Надо отметить, что в любой гонке сам по себе финиш — уже результат. Эдуард Каменец и Алексей Пахоменко на мотовездеходе CanAm Maverick на одном из прямых скоростных участков угодили в березовую посадку, в результате чего машина лишилась заднего левого колеса. До бивуака пришлось добираться своим ходом с берёзовым бревном вместо него. В скользком повороте лихо закрутило «Ниву» Игоря Неверова и Марата Таирова, и экипажу пришлось отказаться от дальнейшей борьбы. Без движения замер Volkswagen Golf татарстанцев Марата Абдуллина и Марселя Гумиерова. Сошли Никита Юрковский и Артём Унжаков на ВАЗ 2108. Не осилил СУ 1 спортивный УАЗ Дамира Тазюкова и Айрата Шарафутдинова.
На этом фоне 10 место боевой тольяттинской «девятки» в своей группе и 21 строчка абсолютного зачета — это за две позиции от «хвоста» — выглядят далеко не так плохо, как может показаться. В порядке фантазии, без упомянутого дополнительного часа наше отставание от лидера составило бы 1 час 24 минуты и 36 секунд, а это 16 строчка общего протокола или 7 строчка из 13 моноприводных экипажей. Но, история сослагательных наклонений не терпит и, схлопотав заслуженный штраф, мы считаем, что прошли гонку за 5 часов 59 минут 9 секунд.
Завершая рассказ о второй половине 12-го сезона соревнования «Холмы России», остановимся на главном богатстве этого турнира – людях. Тех, кто делает эти соревнования и тех, кто приезжает участвовать. В автоспорте, вероятно, в силу его сложности и требовательности, часто встречаются неординарные люди. Самобытные и интересные личности. Сильные. Стойкие. Мы скажем о тех, с кем хотя бы немного знакомы. Виктор Сандыбаев из Чебоксар — на своей «Ниве» так «валит», что город Тольятти, где придумали и долго-долго выпускали автомобиль «Нива», может им гордиться не меньше, чем теми конструкторами, которые разработали этот легендарный автомобиль.
В «Холмах России» сделал свои первые шаги в ралли-рейдах Егор Охотников, начинавший свою спортивную карьеру в картинге. Да еще какие! В каждой гонке он яростно сражается за место на наградном подиуме. Алексей Ключников – мотоциклист, который предпочитает гонять исключительно в тех условиях, где он не навредит людям, и посторонний транспорт не спровоцирует ДТП с его мотоциклом.
Наконец, целая плеяда пилотов-ветеранов, одно знакомство с которыми — уже честь для молодежи: Владимир Комаров, Юрий Фокеев, Виктор Некипелов. Вызывает уважение мастерство и упорство пилотов заводской команды «УАЗ» Дмитрия Рыбина, Виталия Проненко, Евгения Постникова, быстрого и всегда весёлого самарского пилота Павла Пилипука.
Здорово вырос за последние годы уровень ульяновских спортсменов Дмитрия и Сергея Переверзевых – именно они стали победителями зачёта легковушек «Рейд-спорт моно» по итогам прошедшего сезона, с чем мы их и поздравляем! Если кого-то забыли или не назвали – просим простить. Мы постарались перечислить тех, с кем знакомы, или наслышаны об их успехах.
Экипаж из Тольятти под управлением пилота Владимира Комарова выражает благодарность за финансовую поддержку компании «Автогород» в лице Юрия Петровича Сафонова. За техническую поддержку благодарим компанию IQ-Racing Technology. Особую благодарность выражаем Сергею Тихонову – кудеснику сварки и по совместительству водителю нашей неповторимой технички и, конечно же, Майклу Токареву за фото и видеоматериалы.
Организаторам – Александру Грачеву и Александру Охотникову – желаем спехов во всех начинаниях и очень постараемся полноценно в будущем году проехать весь сезон!
Видеорепортаж Майкла Токарева:
Текст Андрей Серегин, фото Игорь Неверов, Николай Данилов, Наталья Соколова, Константин Марков и Эдуард Денисов