Ралли-рейд «Холмы России» — гонки сильных мужчин на вынос­ливых машинах

Корреспондент «Сити Трафика» выступил штурманом на боевой ВАЗ 2112 в открытом чемпи­онате Ульяновской области по ралли-рейдам, проехал более 350 километров по бездо­рожью и успешно финиши­ровал в первой десятке, едва не попав в число призеров гонки.

В Радищевском районе Ульяновской области 8 и 9 сентября 2017 года проходил четвертый из пяти этапов открытых сорев­но­ваний по ралли-рейдам – баха «Денис Давыдов». Для публики, не посвя­щенной в тонкости автомо­бильного спорта, кое-что проясним. Ралли-рейд это гонка на длинную дистанцию по пересе­ченной местности, в которой могут участ­вовать грузовые и легковые машины, внедо­рожники, мотоциклы и квадро­циклы. «Бахой» называется короткий ралли-рейд, продол­жи­тель­ность которого не превышает 3 дней, а протя­жен­ность дистанции составляет не более 1200 километров.

От класси­ческих ралли-рейдов вроде «Шелкового пути» или марафон­ского «Дакара» любую баху отличает более точный, конкретный маршрут движения участ­ников по скоростным участкам. Баха — офици­ально признанная разно­вид­ность ралли-рейда, опреде­ляемая Международной Федерацией Автоспорта (FIA) как «сорев­но­вания, прохо­дящие по пересе­ченной местности (бездо­рожью) и дорогам общего пользо­вания». Такое название взято по имени местечка на границе США и Мексики, где впервые был проведен короткий ралли-рейд.

А Денис Давыдов – русский поэт, один из парти­занских коман­диров Отечественной войны 1812 года, уроженец села Верхняя Маза, которое сегодня терри­то­ри­ально отнесено к Ульяновской области. В дни прове­дения гонки местные жители и гости Радищевского района участ­вовали в большом фестивале имени своего выдаю­щегося земляка, а органи­заторы, пилоты и штурманы в это время «утюжили» окрестные грунтовые дороги. Даже «Автомобильная федерация Самарской области» не осталась в стороне – из Самары привезли медали и дипломы, чтобы по итогам гонки наградить победи­телей в зачете Открытого кубка Самарской области по ралли-рейдам. Получилось две гонки в одной. Хуже от этого никому не стало.

Свое желание участ­вовать в гонке органи­за­торам предва­ри­тельно обозначили 32 экипажа. Приехало 28 экипажей. Кроме мотозачета участники сорев­но­вались в классе спортивных грузовых машин, иностранных и отече­ственных внедо­рож­ников, а также в зачете «Рейд-спорт моно», где выступают монопри­водные легковые машины.

Что такое ралли-рейды изнутри? Как видит баху участник гонки? После подачи предва­ри­тельной заявки органи­за­торам нужно прибыть в назна­ченный день на бивуак – место стоянки штаба и участ­ников гонки. Далее все подчинено довольно жесткому распо­рядку. Пилоты и штурманы посещают штаб гонки, оплачивают стартовые взносы, распи­сы­ваются в заявке, предо­ставляют документы (лицензию пилота, медсправку, паспорт и т.п.).

Пока пилот перегоняет спортивный автомобиль в зону прове­дения техни­ческой инспекции, штурман получает дорожную книгу, по которой предстоит преодо­левать скоростную трассу гонки. В нашем случае в первый день был единственный скоростной участок (СУ) протя­жен­ностью в 47 километров. Его принято называть «пролог», поскольку первый участок открывает гонку.

Стоит ли говорить, как кипела кровь! Это была первая настоящая гонка, как в статусе штурмана, так и вообще. 

Получив дорожную книгу, я воору­жился цветными маркерами. Нужно было доско­нально изучить дорожную книгу и отметить опасные или наиболее сложные точки маршрута. Пришлось опера­тивно заучивать, что обозначают символы в дорожной книге. В том числе, от того, насколько точно штурман усвоил язык дорожной книги, напрямую зависит – не уедет ли машина куда-нибудь в болото, и сможет ли экипаж вообще финишировать.

Надо отдать должное пилоту – не будь он столь опытным, кое-какие ошибки начина­ющего штурмана могли бы легко оформить нашему экипажу сход, а то и вовсе «списать» автомобиль. Благо, на старт гонки я выезжал справа от бывалого самар­ского гонщика Юрия Фокеева. За 12 лет прове­дения сорев­но­ваний «Холмы России», на его счету не только победы в отдельных гонках на здешних просторах, но и заслу­женный титул чемпиона этих гонок! Сказать, что я старался не подвести пилота – значит нагло соврать.

Мы вовремя приехали к стартовому створу СУ 1. Въехали в него в отведенную нам минуту. Судья на старте выставил перед автомо­билем раскрытую ладонь. Один за другим его пальцы собрались в кулак, рука поднялась вверх, мотор взревел и наш автомобиль рванул к первому левому повороту через 300 метров…. Мы проехали первый скоростной участок за 50 минут и 29 секунд, отстав от лидера на 16 с лишним минут. Последние 15 километров после голово­кру­жи­тельного трамплина доезжали на трех колесах – от задней левой покрышки остались лишь воспоминания.

Двадцать третья строчка протокола из двадцати восьми – повод основа­тельно сосре­до­то­читься на втором дне. Разумеется, результат не порадовал масте­ро­витого пилота, но он не подал вида, а только указал на некоторые недора­ботки, которых следовало избегать по ходу основной гонки.

Я получил маршрут скоростных участков второго сорев­но­ва­тельного дня и принялся внима­тель­нейшим образом их изучать. Ох, и повол­но­вался, вчиты­ваясь пооче­редно в каждую из двух дорожных книг! Опыт работы на гонках, конечно, подска­зывал, что все еще впереди, каждому экипажу предстояло дважды пройти 2 скоростных участка по 109 и 53 километра. Но пришлось основа­тельно поста­раться, чтобы преодолеть нервное напря­жение, поста­раться выспаться и макси­мально точно отработать свои задачи.

Старт утром второго дня показал, что дорожная книга перестала быть набором иероглифов, а человек, сидящий справа в нашей машине, понемногу эволю­ци­о­ни­ровал до сколько-нибудь удобо­ва­римого набора действий. Диктовать получалось чуть удачнее, чуть быстрее и точнее. После финиша СУ 2 мы успели запра­виться и долить воды в бачок стекло­омы­вателя. Штурм длинной дистанции СУ 3 удался не без огрехов, но мы финиши­ровали в отведенный норматив времени. Половина гонки осталась позади. Повторное прохож­дение короткого и длинного скоростного участка обещало быть чуть удачнее и быстрее, но тут начали прояв­ляться послед­ствия жестких прыжков по ямам.

У нас пришли в негод­ность задние стойки стаби­ли­за­торов. Вместо аморти­зации кузова они позволяли корме машины болтаться вверх-вниз после каждого прыжка. Генератор нашей ВАЗ 2112 остался на нижнем болтовом креплении и лишь каким-то чудом продолжал исправно давать зарядку. Ремень генератора имел очень слабую натяжку, но, оказалось, что для отече­ственного автомобиля это не повод сдаваться. После одного из нескольких наших ошело­ми­тельных прыжков мотор удержи­вался одним-единственным кронштейном крепления. Это произошло за полсотни километров до финиша гонки. Как двигатель не упал и позволил нам финиши­ровать – загадка из области паранор­мальных явлений.

В общей сложности, мы проехали более 350 километров скоростных участков. В классе «Рейд-спорт моно» мы заняли 4 место. Оказались на 9 строчке из 26 участ­ников в абсолютном зачете. Мы отстали по итогам гонки от лидеров на 2 часа 16 минут. Пять скоростных участков были пройдены за 6 часов 58 минут. Мы оказались на 1 позицию выше, чем тольят­тинский пилот Владимир Комаров, который, по иронии судьбы, выступал в паре с самарским штурманом Дмитрием Милокумовым.

Чуть не забыл, на СУ 3 мы помогали тушить горящий Mitsubishi Pajero. Отдали свой огнету­шитель и всю воду, что была в машине. Поскольку не удалось справиться с огнем, приняли решение доехать до ближайшего судей­ского поста и запросить помощь органи­за­торов – пламя понемногу подби­ралось к бензобаку – машина могла полностью выгореть. После нашего сигнала судьи взяли погорельцев на буксир, втащили машину в брод в 100 метрах от того места, где она загорелась и тем самым спасли внедо­рожник от гибели. Другой Pajero еще в начале гонки умудрился «погулять» по подсол­ну­ховому полю и полностью лишился лобового стекла. Один из ретивых гражданских водителей на «Приоре» не разъе­хался на дорожной секции с легко­вушкой нашего зачетного класса. По ходу гонки сошли 7 экипажей – из них 3 внедо­рожника и одна гоночная ГАЗель. Они выбыли из борьбы уже после второго СУ.

Впечатления от гонки – передать сложно. Сам факт того, что мы финиши­ровали, уже означал победу над собой, над сомне­ниями и пережи­ва­ниями. Стало ясно, что работать на гонке в качестве журна­листа, фотографа или видео­опе­ратора это далеко не одно и то же, что сесть за руль или справа от пилота и проехать гонку от начала до конца. Ну, и конечно, до глубины души поразила вынос­ли­вость техники, в частности, нашей машины! Сложно представить – какие доработки были произ­ведены и чем закалены узлы автомобиля, но он с честью прошел всю гонку и, полагаю, после легкого ребилда еще пройдет не одну тысячу похожих скоростных участков по пересе­ченной местности.

Последнее, что хотелось бы отметить. Баху «Денис Давыдов» провели Некоммерческое партнерство «Икс Тим Клуб», Ульяновская федерация автоспорта и Министерство спорта Ульяновской области при поддержке местных властей Радищевского района. Уровень этой гонки, совер­шенно точно, во многом выше, чем качество сорев­но­ваний в статусе Чемионата и Кубка России по ралли-рейдам. На областные сорев­но­вания приехали участники из Балаково и Казани, Москвы и Самары, Тольятти, Ульяновска и Чебоксар.

В ответ на хвалебные эпитеты и пожелание взяться за органи­зацию Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам, чтобы журна­листам не было стыдно за тот бардак, что царит в них сейчас, органи­заторы и идейные вдохно­вители сорев­но­ваний «Холмы России» Александр Охотников и Александр Грачев шутят: «Мы подождем, когда Чемпионат и Кубок России по ралли-рейдам «снизойдут» до «Холмов России».

Шутки шутками, а ведь на преды­дущей гонке Кубка и Чемпионата России «Великая степь — Волга 2017» в Саратовской области в конце августа еле-еле набралось 28 участ­ников. Ровно столько же, сколько приехало на гонку областного чемпи­оната «Холмы России», причем три десятка спортс­менов для «Холмов России» – далеко не рекорд!

Остается поздравить победи­телей. В абсолютном зачете это столичный дуэт Андрея Динабурга и Руслана Мосолова – их Pajero пришел к финишу самым первым! В классе «Рейд-спорт моно» сильнейшими стали ульяновские спортсмены Дмитрий и Сергей Переверзевы. В мотозачете победил Евгений Тихонов, а в нацио­нальном классе победу празд­новал экипаж Ульяновского автозавода, высту­павший на «Патриоте», Дмитрий Рыбин и Андрей Батенко.

Текст Андрей Серегин, фото Николай Данилов и Наталья Соколова

Поделиться:

Следующая Новость

В Самаре запрет на движение большегрузов может начать действовать уже с конца сентября

Вт Сен 12 , 2017
В этом членов комитета по транс­порту Самарской губернской думы уверили чиновники областного минтранса. В Самаре уже в конце сентября 2017 года может начать действовать запрет на передви­жение больше­грузов в дневное время по местным и регио­нальным дорогам. Этот запрет связан с подго­товкой города к ЧМ и продлится вплоть до 14 июня 2018 года. Несмотря на то, что соответ­ствующий закон […]

Рубрики