За рулем легенды

В преддверии 40-летия со дня выпуска первой "Нивы" корреспондент "СитиТрафика" несколько дней провел за рулем ее современной версии – внедорожника Lada 4x4.

"Нива", а ныне Lada 4x4 – машина, которая не нуждается в особом представлении. Автомобиль – легенда. Со дня выпуска в Тольятти первого экземпляра этого отечественного внедорожника 5 апреля 2017 года исполнится 40 лет. У "СитиТрафика" получилось в преддверии этого грандиозного события несколько дней провести с этой машиной.

Никогда! Никогда раньше не было в душе такой тревоги и смятения, как перед личным знакомством с этой машиной! Дело точно не в ее стоимости. Материальная ответственность за автомобиль, который берешь на тест-драйв, ни разу так не волновала. Даже в случае с тест-драйвом VolkswagenTiguan стоимостью под 2 миллиона рублей. Источник этой тревоги - в далеком детстве. В том времени, когда удавалось иногда проехать на заднем сиденье соседской "Нивы" - с блеском в глазах и восторгом в душе! Машина казалась огромной. Собственно, тогда оно так и было. Она представлялась запредельно мощной и регулярно фигурировала в почти сказочных историях. Историях, которые бесконечно пересказывались друг другу дворовыми мальчишками, постоянно обрастая новыми, все более фантастическими подробностями.

А тут… мне протягивают ключи. Автомобиль на ослепительно роскошных для советского времени литых дисках и "злой" зимней шипованной резине стоит и ждет, когда я сяду за руль. Я сажусь. Запускаю мотор. Какое-то время сижу неподвижно, вдыхая тот самый, особенный, запах новой машины и успокаивая нахлынувшие воспоминания детства.

Это точно не будет стандартный тест-драйв. Рассказывать про внешний вид "Нивы", о компоновке ее салона или технической начинке вряд ли нужно. Все прекрасно знают, что это первый отечественный внедорожник с полным приводом и богатейшей историей. Что это автомобиль, который много и вполне успешно выступает в ралли-рейдах и трофи-рейдах, а их способны преодолеть только по-настоящему выносливые машины. Я попытаюсь рассказать об этой машине с точки зрения впечатлений. Попытаюсь передать их максимально ярко и доходчиво. За техническими характеристиками, комплектациями и ценами всегда можно сходить на сайт производителя lada.ru.

На знакомство с легендарной "Нивой" у меня было 3 дня – с 3 по 6 марта 2017 года. Какие-то бытовые дела в пятницу, конечно, не оставили возможности присмотреться к машине. Проехал за рулем около 20 километров. Заезжая на стоянку, я лишь отметил про себя, что уже успел адаптироваться к машине. Даже не так. Успел к ней привыкнуть, как к собственной машине, за рулем которой в общей сложности пройдено под 200 тысяч километров. Это редкое качество для современных машин. Большинство из них – безликие. Одинаковые. Но привыкнуть к ним быстро не получается.

Выходные обещали простор для обоюдного знакомства. Конечно, погода внесла свои коррективы. Сделать более-менее яркие снимки в субботу не удалось – уже с обеда зарядил снегопад. В этот день я в основном изучал внутренне убранство машины, немного поколесил по тем дорогам, которые в Тольятти можно назвать разбитыми. На внедорожнике с надписью LADA на корме мне понравилось ездить даже по самым глубоким ямам. Никакого дискомфорта или боязни "оставить подвеску" не возникает. Машина с маниакальным упорством "проглатывает" неровности дороги. Не исключаю, что последующий ремонт подвески может влететь "в копеечку". Машина едет по ямам просто здорово!

В воскресенье природа преподнесла настоящий подарок. Чистейшее голубое небо, ослепительное солнце, которое уже совсем по-весеннему согревало землю, лес и пока еще заснеженную Волгу. Сделав несколько фотографий, я перешел к главной фазе своего знакомства с машиной. Несложно догадаться, что "на сладкое" я оставил испытание проходимости авто. Разбитые дороги – одно. А как поведет себя легендарный "проходимец" в глубоких залежах снега?

Я выбрал заснеженную поляну и сходу заскочил в снег. Колеса начали выбрасыватьрыхлые комья и, разумеется, глубоко зарылись в снег. То, что нужно! Включив "понижайку" и блокировку дифференциала в раздаточной коробке, отпускаю сцепление. Мотор рычит, автомобиль медленно, но уверенно подается вперед - и снежная целина, которая казалась неподвластной, остается позади. Становится ясно, почему машина разменяла 40 лет и продолжает оставаться "в строю".

Итоги трех дней подвожу уже на пути к дилерскому центру LADA, где нужно оставить машину. Оценка, высказанная мною ниже, носит исключительно субъективный характер и не претендует на абсолютную неоспоримость. Начну с минусов, которых, у этой машины, кстати, существенно меньше, чем плюсов.

Конструкция машины родом из прошлого века. Она такова, что не приходится рассчитывать на существенную безопасность в случае ДТП. Здесь нет подушек безопасности. Впереди есть метр с лишним жизненного пространства за счет капота. Есть ремни безопасности. На что-то большее рассчитывать не нужно, и это, на мой взгляд, абсолютно нормально. Нужно соблюдать ПДД, быть за рулем собранным и внимательным, а не рассчитывать на пассивную безопасность.

Да, комфорт - это не про "Ниву". Ее салон скомплектован из простых материалов. Машина изначально не обещает владельцу ничего сверх разумной компоновки минимального набора опций. Здесь присутствует шум от "раздатки", отлично знакомый всем поклонникам этого авто. Ему ощутимо вторит печка. Здесь нет магнитолы. Высокий центр тяжести при более-менее резких маневрах заставляет пассажиров хвататься за поручни. Со слов пассажиров, задний ряд сидений сложно назвать очень комфортным.

Венец набора недостатков – внушительный аппетит автомобиля. Все же полный привод и подвеска этой машины это десятки килограммов лишнего веса. Чтобы возить с собой этот вес и раскручивать "железо", машине приходится потреблять топливо. Тем, кто желает экономить на горючем, могу посоветовать приобрести малолитражку. С этой честной полноприводной машиной такой номер не пройдет. Однако вопрос экономии денег при покупке такой машины не так однозначен.

Это, наверное, самый доступный новый полноприводный автомобиль в России. Почти полмиллиона рублей за него сначала мне показались слишком высокой ценой. Потом я вспомнил, что сегодня в разряд "бюджетных" машин входят переднеприводные Duster и Creta, а их ценник около 1 миллиона рублей. Что там кроссоверы: второе поколение седана Solaris сегодня стоит от 599 000 рублей. Так что за свои деньги Lada 4x4 и выглядит достойно, и едет хорошо.

Учтите, что за счет высокой посадки в этой машине любой мало-мальски опытный водитель легко "читает" дорожную обстановку. От этого вождение становится более приятным.Дополняет это ощущение отличный обзор за счет огромных боковых зеркал и информативного салонного зеркала заднего вида.

Стереотипы – сильная штука. Я был уверен, что "Ниву" скорее выберет себе колхозник, житель глубокой провинции. В крайнем случае – это машина для заядлого рыбака или охотника. Однако это не так. Юркий, негабаритный автомобиль легко находит себе место в городе, в любом дворе и на любой парковке.

Напомню еще раз, что эта машина снабжена простым и понятным набором функций, которые должны в ней быть: дворники и стеклоомыватели, печка и обогрев заднего стекла, коврики и подголовники (правда подголовники только у переднего ряда), электростеклоподъемники.

В ней не самый большой багажный отсек, но есть возможность разложить задний ряд сидений почти в ровный пол и, увеличить, таким образом, багажный отсек почти вдвое.

Наконец, главное качество, за которое эту машину любят, покупают и, я полагаю, еще очень долго будут покупать – этот автомобиль не страшно эксплуатировать. Когда я разъезжался в узких дворах по ледяной колее с разными "Туарегами-ЛендКрузерами", каждый раз процесс доставлял мне неимоверное удовольствие. Потому что можно было наблюдать, как "внедорожники", обвешанные хрупким пластиком, старательно прижимались к грязным снежно-ледяным глыбам, не рискуя их штурмовать. А наш родной внедорожный монстр ловко взбирается правой парой колес на полуметровый сугроб и, даже без включения блокировки КПП и понижающей передачи проезжает мимо "джипперов" под их раздраженными взглядами.

Знаете, не страшно хлопнуть дверью этой машины, когда ее закрываешь. Не страшно уложить в багажник какой-то инструмент и поехать с ним на дачу…. С этой машиной вообще ничего не страшно.

Знакомство с живой легендой показало мне, что это по-настоящему хорошая машина. Не без своих нюансов и особенностей, которыми просто обязан обладать такой автомобиль. У нее, если хотите, свой характер.

За предоставленную возможность прокатиться благодарю пресс-центр АВТОВАЗа.

PS. Для тех, кто не знает богатейшую историю этого автомобиля, приведу короткую информационную справку. Сведения собраны из разных источников, все их при желании можно перепроверить.

Автомобиль ВАЗ-2121 производится с 5 апреля 1977 года по настоящее время. До 2006 года продавался под маркой «Нива», а с 2006 года по сегодняшний день носит название LADA 4х4.

Первый прототип «Нивы» нарисовал Лев Мурашов. «Доводку» кузова осуществлял дизайнер Валерий Сёмушкин. Ведущий конструктор «Нивы» - Петр Прусов.

Машина успешно продавалась более чем в 100 странах мира. Её собирали в 7 странах мира: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде и Казахстане. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента местного рынка. Во Франции же «Нива» длительное время была вообще культовым автомобилем. «Нива» была единственным советским автомобилем, который закупался Японией для реализации на собственном внутреннем рынке; до сих пор в Японии существуют и активно действуют фан-клубы любителей «Нивы». 

«Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году. 

Поговаривают, что АВТОВАЗ готовит специальную юбилейную версию машину Lada 4x4 40 Anniversary.

На данный момент автомобиль производят в трехдверном и пятидверном кузове, а также версии Urban с тремя и пятью дверьми. Есть ряд особых серий: Elbrus Edition, Black Edition, Orange Edition, Snow Queen Edition.

Андрей Серегин, фото автора