Минэкономразвития Самарской области непра­во­мерно потратило субсидии, выделенные на поддержку малого и среднего бизнеса

Об этом стало известно из отчета Счетной палаты, заслу­шанного на комитете по промыш­лен­ности и торговле Самарской губернской думы.

Счетная палата Самарской области проверила, как тратились субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса, выделенные министерству эконо­ми­че­ского развития региона из областного бюджета за период 2013 – 2015 гг. Об этом стало известно на заседании комитета по промыш­лен­ности и торговли Самарской губернской думы, прошедшем 17 февраля 2017 года.

Как следует из отчета аудиторов, в 2013 – 2015 годах государ­ственная поддержка субъектов малого и среднего предпри­ни­ма­тельства (далее — СМСП) осуществ­лялась в рамках областной целевой и государ­ственной программ. Общий объем поддержки составил 1 685,1 млн. рублей и включал в себя субсидии и гранты СМСП, субсидии Государственному автономному учреждению Самарской области «Центр иннова­ци­онного развития и кластерных инициатив» (далее — ГАУ «ЦИК СО») и субсидии Фонду «Региональный центр развития предпри­ни­ма­тельства Самарской области» (далее — Фонд «РЦРП») в целях реали­зации мероприятий по поддержке СМСП, а также субсидии местным бюджетам.

Между тем, как отметили в Счетной палате СО, Финансирование СМСП, заклю­ча­ю­щееся в прямом возме­щении понесенных ими затрат, не является приори­тетным направ­лением государ­ственной программы. При этом эффек­тив­ность «прямых» мер поддержки СМСП доста­точно высока. По юриди­ческим лицам налоговые поступ­ления в 1,8 раза превысили объем поддержки.

Вместе с тем, объем субсидий, предо­став­ленных ГАУ «ЦИК СО» и Фонду «РЦРП», соста­вивший 883,3 млн. рублей, превысили объем «прямой» поддержки СМСП в 1,3 раза.

Анализ порядков предо­став­ления субсидий (грантов) выявил ряд недостатков, свиде­тель­ствующих об отсут­ствии действенного механизма возврата непра­во­мерно полученных субсидий. К примеру, в порядках предо­став­ления субсидий СМСП основания для возврата субсидий не взаимо­связаны с условиями их предо­став­ления, что не соответ­ствует статье 78 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, часть согла­шений, заклю­ченных МЭРИТ СО с получа­телями субсидий, не соответ­ствует условиям порядков их предоставления.

Отсутствие мер ответ­ствен­ности позволило 42 предпри­ни­ма­телям прекратить деятель­ность без возврата средств государ­ственной поддержки в размере 36,7 млн. рублей, сохранив за собой просуб­си­ди­ро­ванное обору­до­вание. Часть из них прекратила деятель­ность, менее чем через полгода от установ­ленного срока представ­ления отчетности.

В ходе прове­денных Счетной палатой выборочных выездных осмотров мест осуществ­ления бизнеса по 3‑м органи­зациям, получившим 7,3 млн. рублей, установлено отсут­ствие просуб­си­ди­ро­ванного оборудования.

В рамках контрольного мероприятия также проверена деятель­ность Фонда «РЦРП» и ГАУ «ЦИК СО», входящих в инфра­структуру поддержки малого и среднего бизнеса.

Практически вся уставная деятель­ность ГАУ «ЦИК СО» финан­си­руется не в рамках государ­ственного задания, а в виде субсидий на иные цели. Объемы финан­си­ро­вания государ­ственного задания составили всего 11%.

ГАУ «ЦИК СО», обеспе­чивая государ­ственные нужды Самарской области при выпол­нении программных задач по созданию и развитию инфра­структуры поддержки СМСП, непра­во­мерно осуществлены 207 закупок на сумму 501,7 млн. рублей по нормам Федерального закона № 223-ФЗ, регули­ру­ющего закупки для нужд заказ­чиков, а не по Федеральному закону о контрактной системе № 44-ФЗ.

Со стороны ГАУ «ЦИК СО» отсут­ствовал надле­жащий контроль за привле­ченными подряд­чиками и их соисполнителями.

При реали­зации мероприятий в части создания регио­нального центра инжини­ринга по ряду проектов исполь­зо­вались договорные цепочки с участием контр­агентов второго звена, в том числе заинте­ре­со­ванных лиц и фирм-«однодневок». По отдельным проектам установлено необос­но­ванное завышение стоимости услуг, материалов, сырья и комплек­тующих. Превышение цены работ и услуг оплаченных ГАУ «ЦИК СО» за счет средств субсидий, над их реальной стоимостью варьи­руется от 2,7 до 7,4 млн. рублей.

В качестве основных испол­ни­телей программных мероприятий в части кластерного развития в 2014 – 2015 годах привле­кались аффили­ро­ванные организации.

Общая сумма средств, перечис­ленных ГАУ «ЦИК СО» данным органи­зациям составила 174,7 млн. рублей.

Реальная стоимость услуг, выпол­ненных указанными органи­за­циями в рамках мероприятий по поддержке СМСП, составила 61,3 млн. рублей или 35% от объема средств, полученных от ГАУ «ЦИК СО». Денежные средства в сумме 113,4 млн. рублей отвле­кались из хозяй­ственного оборота путем разме­щения их на депозитах и предо­став­ления займов хозяй­ствующим взаимо­свя­занным субъектам. В частности, свыше 40 млн. рублей было перечислено в порядке субподряда взаимо­свя­занной органи­зации, из которых 26,8 млн. рублей выплачено ее учредителю (являю­щемуся близким родствен­ником подрядчика) в виде дивидендов по резуль­татам деятель­ности организации.

Кроме того, в цепочках взаимо­рас­четов с контр­агентами 59,8 млн. рублей было обналичено посред­ством органи­заций, обладающих признаками фирмы-«однодневки», и компаний, исполь­зующих вексельные схемы взаиморасчетов.

Фондом «РЦРП» на поддержку СМСП получены субсидии в сумме 313,9 млн. рублей. При расхо­до­вании бюджетных средств Фонд «РЦРП2 самосто­я­тельно не выполнял никаких мероприятий, а лишь оплачивал услуги контр­агентов в рамках заклю­ченных гражданско-правовых договоров. Таким образом, Фонд «РЦРП» факти­чески являлся проме­жу­точным звеном между МЭРИТ СО и испол­ни­телями услуг.

Фондом «РЦРП» за счет средств, предна­зна­ченных для оказания образо­ва­тельных услуг в рамках Молодежного форума «iВолга-2014», профи­нан­си­ровано приоб­ре­тение привле­ченным подряд­чиком дорого­сто­ящего обору­до­вания стоимостью 0,9 млн. рублей. Данное обору­до­вание по завер­шении форума осталось в собствен­ности коммер­ческой органи­зации (подрядчика).

В ответ на все претензии в минэко­но­мраз­вития пообещали скоррек­ти­ровать порядок предо­став­ления субсидий предпри­ни­ма­телям. В Фонде поддержки предпри­ни­ма­тельства, в свою очередь, заявили, что заставят тех 42 предпри­ни­ма­телей вернуть выделенные им субсидии, обратившись в суд, если откажутся решить вопрос в досудебном порядке. В Фонде также заявили, что все выявленные Счетной палатой случаи привле­чения аффили­ро­ванных лиц будет разбирать проку­ратура, куда уже направлено соответ­ствующее заявление.

- Когда мы субси­ди­ровали малый и средний бизнес напрямую, мы потратили на эти цели практи­чески 600 млн рублей, а взамен получили 1,8 млрд рублей. То, есть, здесь эффек­тив­ность налицо. Но не везде был жесткий контроль за возвратом инвестиций в случае провали бизнеса и за сохран­ностью этих средств. Сейчас это все доработано, и, я думаю, министерство эконо­ми­че­ского развития будет более жестко подходить к тем субъектам, которые выходят со своей иници­а­тивой на получение субсидий разного вида, — заметил после заседания предсе­датель комитета по промыш­лен­ности Вячеслав Малеев.

Ксения Маянова 

Поделиться:

Следующая Новость

Аварию на Безымянской ТЭЦ в Самаре устранят до 19 часов 18 февраля

Сб Фев 18 , 2017
В субботу, 18 февраля 2017 года, в ГУ МЧС по региону в 7:30 утра поступило сообщение о коротком замыкании и остановке обору­до­вания Безымянской ТЭЦ Самарского филиала ПАО «Т Плюс». Как рассказал начальник Главного управ­ления МЧС России по Самарской области Олег Бойко, тепло в домах не отклю­чалось, в результате аварии произошло понижение давления и снижение температуры. В зоне пониженной […]

Рубрики