популярные видео
![img](/Files/2025/02/20250204-2133-3656-03-icon.jpg)
![img](/Files/2025/02/20250201-1327-3564-06-icon.jpg)
![img](/Files/2025/01/20250129-1105-3462-04-icon.jpg)
Транспортная эволюция в Самарской области: почему автобусы заменят на городских маршрутах троллейбусы
"СитиТрафик" продолжает знакомить читателей с мнениями экспертов и урбанистов.
Электротранспорт сегодня называют исчезающим и даже архаичным видом. Наша первая публикация на эту тему породила множество ожесточенных споров. Одни читатели уверены, что "рогатых" уже не спасти. Например, в Сызрани троллейбусной линии больше нет — контактную сеть 2 года назад демонтировали. В Тольятти троллейбусный парк пришел в упадок, а в Самаре чиновники никак не решатся сделать выделенные полосы для общественного транспорта. Оказалось, что единого рецепта, способного спасти троллейбус в регионе, нет. В каждом городе своя проблематика, - об этом рассуждают эксперты "СитиТрафика".
Владимир Черных, главный редактор Samaratrans.info :
- Мое мнение: в троллейбусном управлении (ТУ) Тольятти нужно менять руководство. Я не представляю как они работают - на сайте Арбитражного суда множество дел о взыскании задолженности за электроэнергию, тепло, шины. Десять лет назад часть троллейбусов простаивала под забором депо из-за отсутствия шин, пару лет назад начали нанимать частников, чтобы те ездили по маршрутам троллейбусов... Транспорт, который они используют, нужно менять на новый. Если вы хоть раз видели тольяттинский троллейбус, то вы поймете о чем я говорю. Так, что говорить о развитии этого вида транспорта — бесперспективно. Я вообще скептически отношусь к тому, что троллейбус в Тольятти можно спасти. В этом в первую очередь должен быть заинтересован АВТОВАЗ, однако он перевозит своих работников автобусами.
Теперь о ситуации в Самаре. Есть проблемы, связанные с временным интервалом движения. Например, последний троллейбус №17 отправляется с ж/д вокзала в 21.20. Разве это нормально? Я, например, ухожу с работы в 22.00.
Есть проблемы и с контактной сетью - необходимо устанавливать скоростные стрелки и пересечения, на кольце у Автовокзала и на пересечении с ул. 22 партсъезда троллейбус проезжает непозволительно медленно.
Я не согласен с Игорем Рудаковым (глава Кировского района Самары - прим. авт.) и убежден, что на проспекте Кирова нужно сделать выделенную полосу для общественного транспорта. Сегодня пропускная способность этой магистрали составляет: 1300 машин в час в одном направлении. Это что получается, ради 1500 человек мы отказываемся идеи, что 3000 пассажиров общественного транспорта вынуждены стоять в ужасной пробке? Это - подход к решению транспортных проблем в городе с население более миллиона человек? Сегодня, если провести 15 минут на проспекте Кирова, то станет понятно, что первую полосу там и так полностью занимает общественный транспорт.
Будут выделенные полосы - 4 с Металлурга до ЖД Вокзала будет ехать не 2 часа, а 50 минут.
В Самаре ежегодно обновляется парк троллейбусов, постоянно закупаются новые машины.
Андрей Ишмуратов, эксперт, председатель Центра общественного взаимодействия:
Сейчас во всех развитых странах строятся и развиваются троллейбусные линии. Это понятно, ведь троллейбус имеет множество преимуществ по сравнению с автобусом: низкая стоимость тяги, высокая надежность и, как следствие, долговечность и ремонтопригоднос
Основная проблема в Тольятти, как и в Самаре - устаревание системы, притом не столько подвижного состава, сколько инфраструктуры. Состояние контактной сети на многих участках близко к аварийному, оснастка устарела. Однако многие машины имеют немалый ресурс. Поэтому я считаю, что основной приоритет должен состоять в модернизации сети и обновлении подвижного состава. Если подвижной состав закупается, то в сеть инвестиций практически нет, а это явная недоработка.
Важно также отметить, что сейчас сложилась нездоровая конкурентная ситуация, когда фактически на одном и том же маршруте работают и троллейбусы, которые возят льготников, обслуживают социальные направления, своевременно ремонтируются, уплачивают все налоги, и непонятные частники с водителями из ближнего зарубежья, которые принимают оплату проезда в Самаре прямо на ходу (в Тольятти хотя бы при выходе). Многие маршрутки - это переделанный из грузовых фургонов в микроавтобусы транспорт, который непонятно где хранится и как обслуживается. Некоторые из них не платят налогов и участвуют в схемах по обналичиванию денег. Складывается ситуация, когда частникам отдают самый прибыльный участок, а муниципальному предприятию остаются одни убытки. Эксперты здесь не раз высказывались о коррупционном факторе.
Андрей Сазонов, активист Комитета развития самарского транспорта:
- Главное преимущество троллейбусов в том, что это экологически чистый транспорт. И очень нужный во всех трех городах Самарской области, где функционируют троллейбусные системы. Помимо Самары, Тольятти и Новокуйбышевска, троллейбус не так давно существовал и в Сызрани. Теперь в городе с населением 180 000 человек вообще нет нормального транспорта, а люди в основном ездят на неудобных маршрутках.
У троллейбуса как городского вида транспорта будет развитие, если получится сделать для них выделенные линии. ВТольятти и Новокуйбышевске этот вопрос стоит не так остро. А в миллионной Самаре это просто необходимо. Хотя бы на Московском шоссе. В России немало положительных примеров по развитию троллейбусной сети, на которые нужно равняться: тот же Подольск или Калуга. В Самаре новые троллейбусные линии пригодились бы в Куйбышевском районе (Южный город, Озерный), а также этот вид транспорта не мешало бы проложить в Крутые Ключи по Московскому шоссе от Ипподрома. И всегда очень смешно читать комментарии "псевдоэкспертов
Подготовил Виталий Папилкин