Тольятти берет курс на инжиниринг

Мэр города Сергей Андреев представил программу его развития на базе создания в нем нацио­нального инжини­рин­гового центра.

В техно­парке «Жигулевская долина» 6 октября мэр Тольятти Сергей Андреев презен­товал программу развития города, разра­бо­танную управ­лен­ческой командой во время обучения в бизнес-школе Сколково. После защиты этого проекта Тольятти получил статус ТОР и в ближайшие 10 лет будет разви­ваться по представ­ленной программе.

Сергей Андреев начал свою презен­тацию с проблем города. В 2015 году впервые в Тольятти был зареги­стри­рован мигра­ци­онный отток населения: отсюда уехали 7,2 тыс. человек. Число безра­ботных, хоть оно и связано с общей ситуацией в экономике страны, за последние 2 года выросло в 3,7 раза. Кроме этого, как указано в презен­тации, 58% жителей Тольятти считают, что живут хуже, чем люди в других городах России; 69% считают безра­ботицу и нехватку рабочих мест основной проблемой города; 45% сомне­ваются в возмож­ности найти работу; а 31% жителей вообще хотят уехать.

Временно снять симптомы этих проблем возможно с помощью множества инвести­ци­онных площадок, распо­ло­женных в городе: ОЭЗ «Тольятти», техно­парки «Жигулевская долина» и «Жигулевская долина 2», индустри­альные парки «КуйбышевАзот», «Тольяттисинтез», «ВЦМ» и волжский индустри­альный парк «АВТОВАЗ». Вместе эти площадки к 2018 году позволят создать в Тольятти немногим больше 10 000 рабочих мест и привлечь 28,2 млрд. рублей инвестиций. К 2025 году, когда срок действия статуса ТОР подойдет к концу, в городе должно появиться 44 400 рабочих мест, а объем инвестиций превысит 151 млрд. рублей. Но создание и работа этих площадок могут лишь временно решить столь серьезные проблемы.

По словам мэра, во время обучения команда анали­зи­ровала между­на­родный опыт огромного числа похожих на Тольятти городов в части индустрии. Как оказалось, нет других удачных примеров перерож­дения индустри­альных городов, кроме их перехода к экономике знаний. Одним из таких городов стал Шведский город Мальме, в котором закрылись градо­об­ра­зующие предприятия. Драйвером города стало создание Шведского государ­ственного универ­ситета, где сейчас учатся 24 тыс. студентов. Аналогичным драйвером в Тольятти, как считает Сергей Андреев и его команда, может стать создание в городе всерос­сий­ского или даже всемирного центра инжини­ринга, который сможет работать не на АВТОВАЗ, а на весь автопром и другие производства.

Россия, по данным консал­тин­говых компаний, занимает менее 1% рынка инжини­рин­говых услуг, а он в 2012 году превышал 1 трлн 200 млрд долларов. Как сказал во время презен­тации Сергей Андреев, это огромный рынок, на котором Россия должна найти свое место, но в стране ежегодно не хватает 35 тыс. совре­менных инженеров, а прави­тельство ставит задачу к 2035 году сосре­до­точить 50% экономики на новых проектах.

- В Тольятти всегда культурный код форми­ро­вался в ответах на те вызовы, с которыми сталки­валась страна. Нужна была электри­фи­кация – мы строили ГЭС; нужна была химизация – строили крупные заводы; нужна была автомо­би­ли­зация – строили самый крупный автозавод, — сказал мэр Сергей Андреев. – Мы считаем, что Тольятти способен ответить на вызов, который мы называем «отсут­ствие России на мировой карте инжиниринга».

Выход на рынок инжини­ринга невоз­можен без новой образо­ва­тельной среды, которая будет нацелена на подго­товку высоко­классных инженеров. Вершиной новой системы образо­вания должен стать опорный универ­ситет, который, судя по презен­тации, представит собой синтез Тольяттинского госуни­вер­ситета и Тольяттинской академии управления. 

Создание в Тольятти инжини­рин­гового центра более подробно обсуж­далось после презен­тации мэра. С предста­ви­телями городских предприятий идею и пути создания центра обсуждали руково­дитель управ­ления привле­чения инвестиций министерства эконо­ми­че­ского развития, инвестиций и торговли Cамарской области.Сергей Ветров и директор ГАУ СО «Центр иннова­ци­онного развития и кластерных инициатив» Денис Жидков. На профильном собрании по созданию инжини­рин­гового центра все желающие уточняли некоторые техни­чески е моменты, а также вносили свои предложения. 

Так, начальник управ­ления проек­ти­ро­вания автомо­билей ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Аманов предложил начинать развитие всех инжини­рин­говых услу, отттал­ки­ваясь от нужд бизнеса, ведь без конкретного заказа произ­во­дятся абстрактные иссле­до­вания и разра­ботки, а вероят­ность того, что они дойдут до внедрения невелика.

По его словам, для создания в Тольятти крупного инжини­рин­гового центра необходимо сделать ревизию крупных безнес-потре­би­телей инжини­рин­говых услуг в городе и области. Также, по его мнению, нужно сделать ревизию доступных возмож­ностей и наличия компе­тенций. Дальше, понимая, что невоз­можно развивать все, стоит попытаться расставить приоритеты и определить отрасли в которых город силен, а в которых – не очень. Потом можно либо развивать сильные стороны, либо подтя­гивать слабые. С этого, судя по всему, и начнется создание в Тольятти крупнейшего в стране инжини­рин­гового центра.

Валерий Роганов, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

Самарская область: к понедельнику будут заморозки

Сб Окт 8 , 2016
С воскре­сенье власть над регионом получит сканди­навский антициклон. Как уже сообщал «СитиТрафик», суббота, 8 октября, в Самарской области будет последним теплым днем осени 2016 года. Ожидается небольшой и умеренный дождь. А в воскре­сенье на терри­торию региона проникнет своим гребнем сканди­навский антициклон который принесет холодный ветер и заморозки на почве ночью.  Так, в ночь на понедельник синоптики прогно­зируют […]

Рубрики