Транспортная эволюция в Самарской области: почему автобусы заменят на городских маршрутах троллейбусы

«СитиТрафик» продолжает знакомить читателей с мнениями экспертов и урбанистов. 

Электротранспорт сегодня называют исчезающим и даже архаичным видом. Наша первая публи­кация на эту тему породила множество ожесто­ченных споров. Одни читатели уверены, что «рогатых» уже не спасти. Например, в Сызрани троллей­бусной линии больше нет — контактную сеть 2 года назад демон­ти­ровали. В Тольятти троллей­бусный парк пришел в упадок, а в Самаре чиновники никак не решатся сделать выделенные полосы для общественного транс­порта. Оказалось, что единого рецепта, способного спасти троллейбус в регионе, нет. В каждом городе своя пробле­матика, — об этом рассуждают эксперты «СитиТрафика».

Владимир Черных, главный редактор Samaratrans.info:

- Мое мнение: в троллей­бусном управ­лении (ТУ) Тольятти нужно менять руководство. Я не представляю как они работают — на сайте Арбитражного суда множество дел о взыскании задол­жен­ности за электро­энергию, тепло, шины. 

Десять лет назад часть троллей­бусов проста­ивала под забором депо из-за отсут­ствия шин, пару лет назад начали нанимать частников, чтобы те ездили по маршрутам троллей­бусов… Транспорт, который они используют, нужно менять на новый. Если вы хоть раз видели тольят­тинский троллейбус, то вы поймете о чем я говорю. Так, что говорить о развитии этого вида транс­порта — беспер­спек­тивно. Я вообще скепти­чески отношусь к тому, что троллейбус в Тольятти можно спасти. В этом в первую очередь должен быть заинте­ре­сован АВТОВАЗ, однако он перевозит своих работ­ников автобусами.

Теперь о ситуации в Самаре. Есть проблемы, связанные с временным интер­валом движения. Например, последний троллейбус №17 отправ­ляется с ж/д вокзала в 21.20. Разве это нормально? Я, например, ухожу с работы в 22.00.

Есть проблемы и с контактной сетью — необходимо устанав­ливать скоростные стрелки и пересе­чения, на кольце у Автовокзала и на пересе­чении с ул. 22 партсъезда троллейбус проезжает непоз­во­ли­тельно медленно. 

Я не согласен с Игорем Рудаковым (глава Кировского района Самары — прим. авт.) и убежден, что на проспекте Кирова нужно сделать выделенную полосу для общественного транс­порта. Сегодня пропускная способ­ность этой магистрали составляет: 1300 машин в час в одном направ­лении. Это что получается, ради 1500 человек мы отказы­ваемся идеи, что 3000 пасса­жиров общественного транс­порта вынуждены стоять в ужасной пробке? Это — подход к решению транс­портных проблем в городе с население более миллиона человек? Сегодня, если провести 15 минут на проспекте Кирова, то станет понятно, что первую полосу там и так полностью занимает общественный транспорт.
Будут выделенные полосы — 4 с Металлурга до ЖД Вокзала будет ехать не 2 часа, а 50 минут.

В Самаре ежегодно обнов­ляется парк троллей­бусов, постоянно закупаются новые машины.

Андрей Ишмуратов, эксперт, предсе­датель Центра общественного взаимодействия:

Сейчас во всех развитых странах строятся и разви­ваются троллей­бусные линии. Это понятно, ведь троллейбус имеет множество преиму­ществ по сравнению с автобусом: низкая стоимость тяги, высокая надеж­ность и, как следствие, долго­веч­ность и ремон­то­при­годность, простота в управ­лении и отсут­ствие необхо­ди­мости в запра­вочных станциях. В совокуп­ности это дает экономию затрат примерно в 30%.

Основная проблема в Тольятти, как и в Самаре — устаре­вание системы, притом не столько подвижного состава, сколько инфра­структуры. Состояние контактной сети на многих участках близко к аварийному, оснастка устарела. Однако многие машины имеют немалый ресурс. Поэтому я считаю, что основной приоритет должен состоять в модер­ни­зации сети и обнов­лении подвижного состава. Если подвижной состав закупается, то в сеть инвестиций практи­чески нет, а это явная недоработка.

Важно также отметить, что сейчас сложилась нездо­ровая конку­рентная ситуация, когда факти­чески на одном и том же маршруте работают и троллейбусы, которые возят льгот­ников, обслу­живают социальные направ­ления, своевре­менно ремон­ти­руются, уплачивают все налоги, и непонятные частники с водителями из ближнего зарубежья, которые принимают оплату проезда в Самаре прямо на ходу (в Тольятти хотя бы при выходе). Многие маршрутки — это переде­ланный из грузовых фургонов в микро­ав­тобусы транспорт, который непонятно где хранится и как обслу­жи­вается. Некоторые из них не платят налогов и участвуют в схемах по обнали­чи­ванию денег. Складывается ситуация, когда частникам отдают самый прибыльный участок, а муници­пальному предприятию остаются одни убытки. Эксперты здесь не раз выска­зы­вались о корруп­ци­онном факторе.

Андрей Сазонов, активист Комитета развития самар­ского транспорта:

- Главное преиму­щество троллей­бусов в том, что это эколо­ги­чески чистый транспорт. И очень нужный во всех трех городах Самарской области, где функци­о­нируют троллей­бусные системы. Помимо Самары, Тольятти и Новокуйбышевска, троллейбус не так давно существовал и в Сызрани. Теперь в городе с населением 180 000 человек вообще нет нормального транс­порта, а люди в основном ездят на неудобных маршрутках.

У троллейбуса как город­ского вида транс­порта будет развитие, если получится сделать для них выделенные линии. ВТольятти и Новокуйбышевске этот вопрос стоит не так остро. А в милли­онной Самаре это просто необходимо. Хотя бы на Московском шоссе. В России немало положи­тельных примеров по развитию троллей­бусной сети, на которые нужно равняться: тот же Подольск или Калуга. В Самаре новые троллей­бусные линии приго­дились бы в Куйбышевском районе (Южный город, Озерный), а также этот вид транс­порта не мешало бы проложить в Крутые Ключи по Московскому шоссе от Ипподрома. И всегда очень смешно читать коммен­тарии «псевдо­экс­пертов» о том, что троллейбусы «мешают» автомо­би­листам и что их вытесняют автобусы на газомо­торном топливе. Если в одном троллейбусе может поместиться больше ста пасса­жиров, наверно, это автомо­би­листы мешают троллей­бусам. Уверен, что этот вид транс­порта имеет право на жизнь и развитие.

Подготовил Виталий Папилкин

Поделиться:

Следующая Новость

На Самарскую область движется похолодание

Вс Мар 13 , 2016
После проводов зимы в регионе на 10 дней устано­вится более холодная погода, местами до минус 6 градусов мороза. В отличие от первой декады марта вторая, по сведениям метео­ро­логов Приволжского УГМС, будет теплее средних много­летних значений на 3 градуса, а не на 8. Уже сейчас на небе ярко светит солнце, и насту­пившая ясность указывает на то, что облака […]

Рубрики