Речь идет о ряде поправок в Закон о защите конкуренции и Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также об одобрении Правительством РФ предложений ФАС России по принятию антикризисного законопроекта.
Поправки направлены на либерализацию антимонопольного законодательства, сокращение финансовой нагрузки на бизнес и поддержку малого и среднего предпринимательства.
С 5 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («четвертый антимонопольный пакет»).
Указанным законом значительно расширяется сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение. Теперь до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан направлять предостережение, предупреждение также в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта, органы местного самоуправления, организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственный внебюджетный фонд. В случае неисполнения предупреждения в срок, установленный в предупреждении, антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней обязан возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Существенные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так увеличились штрафные санкции за нарушения должностными лицами антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 14.9 КоАП РФ, так нарушение части 1 данной статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, при повторном аналогичном правонарушении, частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена дисквалификация на срок до трех лет.
Кроме того, в кодекс вводится новая статья 7.32.4 КоАП РФ – нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в слуае, если такие торги признаны несостоявшимися.
Из статьи 5 Закона о защите конкуренции исключено положение о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов;
Законопроект предусматривает также сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Со вступлением в законную силу поправок проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры. Исключения составят проверки по выявлению картелей. Для них сохранится существующий порядок «внезапных» проверок.
Эксперты считают важным ввежение иммунитет в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозсубъектов с выручкой менее 400 млн рублей и соглашений между участниками одного рынка (кроме картелей и запрещенных «вертикальных» соглашений) для хозяйствующих субъектов с совокупной выручкой менее 400 млн рублей.
Иммунитеты не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций и компаний с государственным участием.