«Я не считаю умным идти к Патриарху с жалобами на подобранный и хранимый им епископат. Ничего для него нового я ему не скажу. Своя своих там и без меня познаша», — написал он в своем ЖЖ.
«СитиТрафик» обратился к протодиакону Русской Православной Церкви профессору Московской духовной академии писателю, ученому, автору официального учебника «Основы православной культуры» Андрею Кураеву с просьбой высказать свое мнение по поводу разгоревшегося в Самарской области скандала вокруг признания иеромонаха Артема Вечелсковского в своей нетрадиционной ориентации.
Отец Андрей отослал нас к своему посту на эту тему, названному им «К вопросу и состемной норме»:
«По приглашению Евангелической Церкви в Германии (ЕЦГ) с 22 по 28 февраля 2008 г. в городе Лютерштадт-Виттенберг проходили 24‑е двусторонние богословские собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью.
Главная тема собеседований — «Свобода и ответственность с христианской точки зрения».
В собеседовании принимали участие
со стороны Русской Православной Церкви:
Архиепископ Самарский и Сызранский — глава делегации;
Иеромонах Амфиан (Вечелковский), помощник архиепископа Самарского и Сызранского Сергия.
При этом и сам о. Амфиан, и те, кто его знают, говорят, что тайной его ориентация ни для кого не была:
«Я десяток лет преподавал в самарской семинарии, при том, что о моей ориентации знали все, включая ректора-митрополита. То, что я гей, я не скрывал никогда ни от кого с подросткового возраста: об этом было известно и в школе, и в университете, и родителям, и друзьям».
«Достаточно давно знаком с отцом Амфианом. Учился на два года старше меня в семинарии. И был на его постриге. И уже сдавал ему на пятом курсе греческий. Да, никто его особо не расспрашивал и не лез в его личные дела, хотя, конечно, знали все. В том числе и архиерей. Сразу же после рукоположения в священники отец Амфиан выкинул фишку – начал носить кольцо в ухе. Прямо на богослужениях. Потом дошла информация до архиерея и кольцо пропало. Но никто, собственно его не трогал».(http://diak-kuraev.livejournal.com/923790.html?thread=277968526#t277968526)
Да и сотрудники ОВЦС, когда увидели Амфиана в свите самарского владыки, «довольно быстро его просканировали… Не было никаких сомнений в том, что он гей».
И все равно согласно «единственно верному официальному мнению», ничто не выдавало в Штирлице советского шпиона – ни орден Ленина на груди, ни парашют, волочившийся за ним сзади.
Монашеский мир (не тот, что в далеких скитах, а тот, что кружится вокруг и внутри архиерейских покоев) невелик и для свои вполне прозрачен. Епископ прекрасно знает, кто из его «ученых монахов» пьет, а кто сексуально активен.
А патриарх, никак не будучи наивным семинаристом, столь же прекрасно знает о том, какого сорта «личные секретари» сопровождают многих его епископов. Знает, кем из архиереев старшего поколения эти владыченьки сами были выдвинуты и с учетом каких именно их заслуг.
Поэтому я не считаю умным идти к Патриарху с жалобами на подобранный и хранимый им епископат. Ничего нового я ему не скажу. Своя своих там и без меня познаша.
Соглашусь с пока-еще-иеромонахом Амфианом:
«Заявление, что в монастыре «не знали о наркозависимости дьякона» мне показалось довольно наивным: всегда и везде за подчиненных отвечает начальство. Это базовый принцип ответственности. Сильно накосячила учительница – снимают директора. Потому что учительница – это его ответственность. А в церкви почему-то хотят по-другому: да, вот этот дьякон плохой, но мы вообще-то хорошие. А так не бывает. В хорошем доме дети не колются, не распространяют наркоту, не снимают порно и не стреляют из ружья по прохожим. Кроме того, если наместник монастыря не знает, что происходит в духовной жизни вверенных его окормлению людей, то налицо несоответствие занимаемой должности, за что ответственность несет и лицо, поставившее наместника наместником, игуменом».
Отец Андрей также добавил в качестве комментария на просьбу «СитиТрафика»:
«И еще:
любая корпорация, заинтересованная в том, чтобы деятельность всех ее сотрудников (тем паче руководящего звена) оставалась в пределах закона, должна:
- назначать внутреннее расследование таких заявлений,
- благодарить заявителя,
- просить его на приемлемых для него условиях рассказать о том, что знаемо
ему и не видно из высоких кабинетов.
Так кто же из патриархийных чинов поедет в Самару?»