С инициативой отказаться от использования единого государственного экзамена как формы государственной итоговой аттестации по образовательным про граммам среднего общего образования и оставить за ним функцию вступительного экзамена в образовательные организации высшего образования выступило Законодательное Собрание Республики Карелия.
Как говорится в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 59 и 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в настоящее время единый государственный экзамен проводится по 11 общеобразовательным дисциплинам, при этом обязательными являются только два экзамена: русский язык и математика. Для получения документа о среднем образовании школьнику необходимо сдать эти два экзамена на минимальный балл. ЕГЭ по остальным предметам выпускники сдают добровольно при желании продолжения обучения в образовательных орга низациях высшего образования. В силу их необязательности, эти экзамены не могут считаться аттестационными. Таким образом, из всего комплекса единого государственного экзамена аттестационными являются только два экзамена, остальные актуальны как вступительные экзамены в образова тельные организации высшего образования.
Минимальный уровень результатов ЕГЭ по русскому языку и математике, необходимый для получения аттестата, крайне низок, продолжают авторы законопроекта. К тому же, сложилась практика корректировки (в сторону понижения) минимального порога баллов ЕГЭ в зависимости от результатов экзамена, что является прямым нарушением положения части 2 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о независимости и объектив ности итоговой аттестации. Эта практика еще более подрывает обществен ное доверие к единой итоговой аттестации.
Предложение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о разделении единого экзамена по математике на два уровня — базовый и профильный (базовый уровень — это аттестационный экзамен, профильный — вступительный) еще раз продемонстрировало невозможность решения описанной выше проблемы в рамках единого экзамена. Уровень заданий базового экзамена, предложенный в демонстрационной версии, оказался низким, что вызвал волну общественного возмущения. Введение базового экзамена приведет к дальнейшему снижению планки государственной итоговой аттестации по математике.
В 2014 году введено итоговое выпускное сочинение — традиционная для нашего образования форма итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Выпускное сочинение как средство итоговой аттестации с успехом заменит ЕГЭ по русскому языку. Участниками форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» в г. Пенза в октябре 2014 года было внесено предложение о рассмотрении вопроса об освобождении от сдачи ЕГЭ тех школьников, которые не собираются продолжать обучение в образовательных организациях высшего образования. Это предложение было поддержано Президентом России В.В. Путиным, Заместителем Председа теля Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, Министром об разования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым. Следует отметить, что реализация этого предложения означает фактическое упразднение аттестационных функций единых экзаменов по русскому языку и ма тематике.
Также, результаты ЕГЭ в различных школах зависят от многих факторов (в том числе и социальных) и не всегда связаны напрямую с работой школы и учителя. Практика оценивания учителя по результатам ЕГЭ вступает в противоречие с принципом справедливости.
Законопроект внесен на рассморение вчера.