Тольяттинская филар­мония при поддержке областного министерства культуры может стать «кузницей кадров» для всей музыкальной сферы региона.

Директор одного из самых любимых тольят­тинцами музыкального учреждения Лидия Семенова рассказала «СитиТрафику» о кадровом голоде в оркестрах, о том, почему молодым музыкантам есть смысл вернуться в Тольятти и о новом формате работы хорошо известного проекта под названием «Молодежный симфо­ни­ческий оркестр Поволжья».

-Впрочем, этот новый формат, скорее, хорошо забытый старый, — начала разговор Лидия Валентиновна. — В свое время мы в молодежном симфо­ни­ческом оркестре проводили сессии юноше­ского состава молодых музыкантов конкретно Самарской области. Министерство культуры Самарской области и прежде всего его главу Ольгу Рыбакову заинте­ре­совала возмож­ность стиму­ли­ровать юных музыкантов нашего региона к получению профессии с помощью вовле­чения в оркест­ровый проект.

-Почему министерство культуры именно сегодня заинте­ре­совала такая возможность?

-К сожалению, в последние годы музыкальный контингент сильно умень­шился, и кадровый дефицит достиг серьезных значений. Не секрет, что многие, окончив музыкальную школу, выбирают себе другую профессию. Отчасти это произошло потому, что были сложные времена в эконо­ми­ческом смысле: очень долго не поднимали зарплату работ­никам культуры и искусства.

Если посмотреть на кадровый состав симфо­ни­че­ского оркестра Самарской филар­монии, то мы увидим, что подав­ляющее большинство артистов уже пенси­онеры, или близки к этому. В Тольятти оркестр моложе, но у нас другая проблема: отсут­ствие некоторых специ­аль­ностей, традиции обучения которым не сложились со школы. Это такие оркест­ровые специ­аль­ности как гобой, фагот.

Сейчас из-за ситуации на Юго-Востоке Украины оттуда начали выбираться музыканты, и буквально в эти дни к нам приехали гобоист, фаготист, до этого – валторнист, сейчас они оформляют документы и будут работать в нашем симфо­ни­ческом оркестре. Но это временная и вынуж­денная мера, и кто знает, не уедут ли они отсюда…

-Как участие в проекте молодежного симфо­ни­че­ского оркестра помогает молодым музыкантам остаться в профессии?

-По опыту молодежного оркестра мы знаем, что очень многие остались получать профессию музыканта, как они сами говорили, хотя бы для того, чтобы иметь возмож­ность снова приезжать сюда на сессию. Сообщество близких по духу людей, конечно, стиму­ли­ровало музыкантов.

Для ребят крайне важно рано «понюхать пороху». Это показали те проекты, которые наша филар­мония делает в последние годы – с детьми или студентами тольят­тин­ского музыкального колледжа имени Родиона Щедрина. После первых же репетиций юные музыканты сказали: «Мы поняли, для чего мы учимся». Они выходили на сцену не для того чтобы сдать зачет или экзамен, а понимая, что заявлено произ­ве­дение, оно в репер­туаре, и несмотря ни на что, необходимо выйти и исполнить его, потому что собрался полный зал. Этот момент очень дисци­пли­нирует. Но самое важное – получить отдачу от зала, это ни с чем не сравнимое впечат­ление, особая энергия, которая исходит от публики, своего рода одобрение.

-Кого вы плани­руете привлекать для участия в проекте?

-Областное министерство культуры поставило нам задачу вовлечь в этот процесс учащихся старших классов районных школ.

Нам предстоит провести некое марке­тин­говое иссле­до­вание, запустив конкурс, чтобы узнать, кто и где сейчас находится, на каком этапе развития, насколько соответ­ствует требо­ваниям условиям, которые подра­зу­мевает наш проект, кто готов уже к оркест­ровому музицированию.

Предполагается, что на базе двух городов – Тольятти и Самары — будет готовиться почва для совместных сессий, которые, как мы думаем, уместнее проводить в нашем городе, поскольку вся органи­за­ци­онная состав­ляющая здесь. В Тольятти и в Самаре будут проходить предуста­но­вочные занятия, на которые люди приедут с уже разученными партиями. Раз в неделю можно будет собраться, чтобы дирижер, проведя репетиции, расставил все штрихи, показал, где и какие особен­ности. Думаю, таким образом за неделю можно сделать концертную программу. Потому что наша цель – не просто собраться и помузи­ци­ровать. Нужен итог – концертная программа, выступление.

-В чем будет выражаться поддержка области?

-В том, например, чтобы можно будет заказать автобус и поехать в любой город губернии с концертом. Беда Молодежного симфо­ни­че­ского оркестра Поволжья была как раз в том, что для показа готовой концертной программы где-то еще требо­вались допол­ни­тельные средства. Оркестр сесси­онный, и в последние годы мы с трудом справ­лялись с тем, чтобы найти средства на проезд, прожи­вание, питание и занятия ребят. Не говоря о заказе автобусов и органи­зации концертов.

Сейчас при помощи министерства проблема органи­зации концертов будет решена работой с муници­па­ли­тетами самого министерства. Выступления будут проходить на сценах филар­моний, оперного театра, музыкальных школ муниципалитетов.

В данном случае Тольяттинская филар­мония рассмат­ри­вается как некая база. Скажу больше: мы вместе с моим замести­телем Владом Радьковым предложили проект, который позволил бы проводить такие сесси­онные стажи­ровки не только на основе симфо­ни­че­ского, но и на основе народного и джазового оркестров. Речь идет о летнем отпускном времени. Мы готовы при соответ­ствующей поддержке такую работу вести.

А в этом году мы занимается с подрас­тающим симфо­ни­ческим поколением. Намечены встречи в течение сезона, подана заявка на субсидию для неком­мер­ческой органи­зации, поскольку минкультуры не может напрямую финан­си­ровать муници­пальные учреждения, но может оказывать поддержку неком­мер­ческим организациям.

-В России есть примеры работы подобных проектов?

-В Свердловской филар­монии, понимая кадровую проблему, стали загодя готовить себе смену в симфо­ни­ческий оркестр. Они открыли молодежную оркест­ровую академию на базе ураль­ского молодежного оркестра. Ребята там получают стипендии, туда конкурс, это такой малый парный состав симфо­ни­че­ского оркестра – человек 50 – 55. Тут нужно сразу огово­риться, что Свердловская филар­мония сегодня – сильнейшая в стране. Екатеринбург — консер­ва­торский город с тради­циями, и они питаются кадрами из консер­ва­тории, студенты к ним приходят. В оркестре молодые музыканты существуют в режиме совме­щения обучения и профес­си­о­нальной деятельности.

Мечта любой филар­монии — иметь такие ресурсы для создания молодежного коллектива, который позволит совершать безбо­лез­ненно смену поколений.

Но и наш проект заметен на терри­тории России.

На днях позвонил художе­ственный руково­дитель молодежного симфо­ни­че­ского оркестра Анатолий Абрамович Левин и сообщил, что есть запрос из фонда Владимира Спивакова на выступ­ление составом ансамбля солистов молодежного оркестра на юбилейном фестивале «Москва встречает друзей». Нам бы очень хотелось показать там два состава. Один – из ребят постарше, которые сегодня учатся в Москве, второй – из Самарской области.

-Вам не обидно, когда ваши «дети» уезжают в Москву?

-Не вижу никакой трагедии в этом. Мы один раз в жизни учимся, поэтому нужно учиться достойно. Кстати наши «дети» не только уезжают учиться, но многие из тех, кто бывал на наших сессиях за 12 лет существо­вания молодежного симфо­ни­че­ского оркестра, органи­зовали сегодня собственные проекты. Например, молодежные оркестры. У нас парал­лельно всегда шли стажи­ровки молодых дирижеров, и эти молодые дирижеры оказались очень конку­рен­то­способными. Валентин Урюпин, Максим Емельянычев, Тимур Зангиев. Владислав Ивановский и Вячеслав Чиркунов – это «продукты» наших сессий.

Владислав Ивановский будучи студентом дирижер­ского хорового отделения на первых наших сессиях помогал в органи­за­ци­онной работе. Наблюдая молодых дирижеров, он поступил на второй факультет – симфо­ни­че­ского отделения. А окончив его, вернулся в город. Тот ансамбль солистов молодежного симфо­ни­че­ского оркестра, который мы сейчас с ним собрали, появился благодаря тому, что есть такой молодой иници­а­тивный дирижер, который занимается этим на энтузиазме.

-Работа на энтузиазме, судя по всему, очень распро­странена в музыкальной сфере…

-Сам принцип работы молодежного симфо­ни­че­ского оркестра – это волон­терство. По отношению к музыкантам, возможно, это звучит странно, но на самом деле не отличается от занятия волон­тер­ством в социальной сфере. Люди тратят свое свободное время, свои каникулы, не едут отдыхать, не лежат на диване, а продолжают заниматься своим профес­си­о­нальным делом.

Дети же получают новый опыт, который тут же выливается в некий концертный результат. Поэтому мы говорим, что молодежный оркестр – это модель взрослой жизни оркест­рового музыканта, когда за короткое время, дней за пять, в течение которых мы проводили репетиции по 3 – 4 часа, подго­тав­ли­вается программа. Это время соизмеримо со временем подго­товки программы взрослым оркестром.

Это очень важно, потому что перед детьми откры­ваются горизонты развития, а значит, у них появляется стимул, они начинают раскрывать способ­ности, о которых сами не подозревают. Дети очень успешно учатся друг у друга. Ведь одно дело, когда хорошо играет педагог – так и должно быть. Другое – когда хорошо играет твой сверстник рядом. Оркестровая и ансам­блевая игра хороши тем, что ты слышишь больше, чем ты играешь сам.

Очень многие дети, обуча­ю­щиеся на струнно-смычковых инстру­ментах, сложно преодо­левают первые годы, когда еще и звука-то нет, один скрип. Для того чтобы скрипка стала издавать звуки, нужно много чего перетерпеть, в том числе и родителям. В ансамбле ребенок, даже играя по открытой струне (не зажатой пальцами), слышит, как играют другие. Он сопри­частен этому, несмотря на то, что он пока мало что может. И он понимает, зачем все это преодо­левать. Процесс обучения стано­вится более успешным. Мы – цеховое сообщество, как одна семья.

Что касается дефицита кадров, то нужно помнить, что Тольятти одномо­ментно созда­вался, и стареть он будет одномо­ментно. Поэтому я говорю нашим молодым: возвра­щайтесь в город, у вас скоро здесь будет огромное поле деятельности.

Поделиться:

Следующая Новость

В Тольятти задержали очередного нервного гражданина

Ср Янв 28 , 2015
Молодой человек нес почти 4 грамма синте­ти­че­ского наркотика. Как сообщает сегодня ГУ МВД по Самарской области, внимание сотруд­ников ОП №24 Управления МВД России по г. Тольятти привлек пешеход, следо­вавший по улице 50 лет Октября. Увидев людей в полицейской форме, мужчина занерв­ничал и ускорил шаг. В присут­ствии понятых полицейские обнаружили у него сверток, предпо­ло­жи­тельно, с нарко­тиком. Изъятую […]
1422424217

Рубрики