Тольяттинская филар­мония при поддержке областного министерства культуры может стать “кузницей кадров” для всей музыкальной сферы региона.

Тольяттинская филармония при поддержке областного министерства культуры может стать "кузницей кадров" для всей музыкальной сферы региона. | CityTraffic

Директор одного из самых любимых тольят­тинцами музыкального учреждения Лидия Семенова рассказала “СитиТрафику” о кадровом голоде в оркестрах, о том, почему молодым музыкантам есть смысл вернуться в Тольятти и о новом формате работы хорошо известного проекта под названием “Молодежный симфо­ни­ческий оркестр Поволжья”.

-Впрочем, этот новый формат, скорее, хорошо забытый старый, — начала разговор Лидия Валентиновна. — В свое время мы в молодежном симфо­ни­ческом оркестре проводили сессии юноше­ского состава молодых музыкантов конкретно Самарской области. Министерство культуры Самарской области и прежде всего его главу Ольгу Рыбакову заинте­ре­совала возмож­ность стиму­ли­ровать юных музыкантов нашего региона к получению профессии с помощью вовле­чения в оркест­ровый проект.

-Почему министерство культуры именно сегодня заинте­ре­совала такая возмож­ность?

-К сожалению, в последние годы музыкальный контингент сильно умень­шился, и кадровый дефицит достиг серьезных значений. Не секрет, что многие, окончив музыкальную школу, выбирают себе другую профессию. Отчасти это произошло потому, что были сложные времена в эконо­ми­ческом смысле: очень долго не поднимали зарплату работ­никам культуры и искусства.

Если посмотреть на кадровый состав симфо­ни­че­ского оркестра Самарской филар­монии, то мы увидим, что подав­ляющее большинство артистов уже пенси­онеры, или близки к этому. В Тольятти оркестр моложе, но у нас другая проблема: отсут­ствие некоторых специ­аль­ностей, традиции обучения которым не сложились со школы. Это такие оркест­ровые специ­аль­ности как гобой, фагот.

Сейчас из-за ситуации на Юго-Востоке Украины оттуда начали выбираться музыканты, и буквально в эти дни к нам приехали гобоист, фаготист, до этого – валторнист, сейчас они оформляют документы и будут работать в нашем симфо­ни­ческом оркестре. Но это временная и вынуж­денная мера, и кто знает, не уедут ли они отсюда…

-Как участие в проекте молодежного симфо­ни­че­ского оркестра помогает молодым музыкантам остаться в профессии?

-По опыту молодежного оркестра мы знаем, что очень многие остались получать профессию музыканта, как они сами говорили, хотя бы для того, чтобы иметь возмож­ность снова приезжать сюда на сессию. Сообщество близких по духу людей, конечно, стиму­ли­ровало музыкантов.

Для ребят крайне важно рано “понюхать пороху”. Это показали те проекты, которые наша филар­мония делает в последние годы – с детьми или студентами тольят­тин­ского музыкального колледжа имени Родиона Щедрина. После первых же репетиций юные музыканты сказали: “Мы поняли, для чего мы учимся”. Они выходили на сцену не для того чтобы сдать зачет или экзамен, а понимая, что заявлено произ­ве­дение, оно в репер­туаре, и несмотря ни на что, необходимо выйти и исполнить его, потому что собрался полный зал. Этот момент очень дисци­пли­нирует. Но самое важное – получить отдачу от зала, это ни с чем не сравнимое впечат­ление, особая энергия, которая исходит от публики, своего рода одобрение.

Тольяттинская филармония при поддержке областного министерства культуры может стать "кузницей кадров" для всей музыкальной сферы региона. | CityTraffic

-Кого вы плани­руете привлекать для участия в проекте?

-Областное министерство культуры поставило нам задачу вовлечь в этот процесс учащихся старших классов районных школ.

Нам предстоит провести некое марке­тин­говое иссле­до­вание, запустив конкурс, чтобы узнать, кто и где сейчас находится, на каком этапе развития, насколько соответ­ствует требо­ваниям условиям, которые подра­зу­мевает наш проект, кто готов уже к оркест­ровому музици­ро­ванию.

Предполагается, что на базе двух городов – Тольятти и Самары — будет готовиться почва для совместных сессий, которые, как мы думаем, уместнее проводить в нашем городе, поскольку вся органи­за­ци­онная состав­ляющая здесь. В Тольятти и в Самаре будут проходить предуста­но­вочные занятия, на которые люди приедут с уже разученными партиями. Раз в неделю можно будет собраться, чтобы дирижер, проведя репетиции, расставил все штрихи, показал, где и какие особен­ности. Думаю, таким образом за неделю можно сделать концертную программу. Потому что наша цель – не просто собраться и помузи­ци­ровать. Нужен итог – концертная программа, выступ­ление.

-В чем будет выражаться поддержка области?

-В том, например, чтобы можно будет заказать автобус и поехать в любой город губернии с концертом. Беда Молодежного симфо­ни­че­ского оркестра Поволжья была как раз в том, что для показа готовой концертной программы где-то еще требо­вались допол­ни­тельные средства. Оркестр сесси­онный, и в последние годы мы с трудом справ­лялись с тем, чтобы найти средства на проезд, прожи­вание, питание и занятия ребят. Не говоря о заказе автобусов и органи­зации концертов.

Сейчас при помощи министерства проблема органи­зации концертов будет решена работой с муници­па­ли­тетами самого министерства. Выступления будут проходить на сценах филар­моний, оперного театра, музыкальных школ муници­па­ли­тетов.

В данном случае Тольяттинская филар­мония рассмат­ри­вается как некая база. Скажу больше: мы вместе с моим замести­телем Владом Радьковым предложили проект, который позволил бы проводить такие сесси­онные стажи­ровки не только на основе симфо­ни­че­ского, но и на основе народного и джазового оркестров. Речь идет о летнем отпускном времени. Мы готовы при соответ­ствующей поддержке такую работу вести.

А в этом году мы занимается с подрас­тающим симфо­ни­ческим поколением. Намечены встречи в течение сезона, подана заявка на субсидию для неком­мер­ческой органи­зации, поскольку минкультуры не может напрямую финан­си­ровать муници­пальные учреждения, но может оказывать поддержку неком­мер­ческим органи­зациям.

-В России есть примеры работы подобных проектов?

-В Свердловской филар­монии, понимая кадровую проблему, стали загодя готовить себе смену в симфо­ни­ческий оркестр. Они открыли молодежную оркест­ровую академию на базе ураль­ского молодежного оркестра. Ребята там получают стипендии, туда конкурс, это такой малый парный состав симфо­ни­че­ского оркестра – человек 50 – 55. Тут нужно сразу огово­риться, что Свердловская филар­мония сегодня – сильнейшая в стране. Екатеринбург — консер­ва­торский город с тради­циями, и они питаются кадрами из консер­ва­тории, студенты к ним приходят. В оркестре молодые музыканты существуют в режиме совме­щения обучения и профес­си­о­нальной деятель­ности.

Мечта любой филар­монии — иметь такие ресурсы для создания молодежного коллектива, который позволит совершать безбо­лез­ненно смену поколений.

Но и наш проект заметен на терри­тории России.

Тольяттинская филармония при поддержке областного министерства культуры может стать "кузницей кадров" для всей музыкальной сферы региона. | CityTraffic

На днях позвонил художе­ственный руково­дитель молодежного симфо­ни­че­ского оркестра Анатолий Абрамович Левин и сообщил, что есть запрос из фонда Владимира Спивакова на выступ­ление составом ансамбля солистов молодежного оркестра на юбилейном фестивале «Москва встречает друзей». Нам бы очень хотелось показать там два состава. Один – из ребят постарше, которые сегодня учатся в Москве, второй – из Самарской области.

-Вам не обидно, когда ваши “дети” уезжают в Москву?

-Не вижу никакой трагедии в этом. Мы один раз в жизни учимся, поэтому нужно учиться достойно. Кстати наши «дети» не только уезжают учиться, но многие из тех, кто бывал на наших сессиях за 12 лет существо­вания молодежного симфо­ни­че­ского оркестра, органи­зовали сегодня собственные проекты. Например, молодежные оркестры. У нас парал­лельно всегда шли стажи­ровки молодых дирижеров, и эти молодые дирижеры оказались очень конку­рен­то­способными. Валентин Урюпин, Максим Емельянычев, Тимур Зангиев. Владислав Ивановский и Вячеслав Чиркунов – это “продукты” наших сессий.

Владислав Ивановский будучи студентом дирижер­ского хорового отделения на первых наших сессиях помогал в органи­за­ци­онной работе. Наблюдая молодых дирижеров, он поступил на второй факультет – симфо­ни­че­ского отделения. А окончив его, вернулся в город. Тот ансамбль солистов молодежного симфо­ни­че­ского оркестра, который мы сейчас с ним собрали, появился благодаря тому, что есть такой молодой иници­а­тивный дирижер, который занимается этим на энтузиазме.

-Работа на энтузиазме, судя по всему, очень распро­странена в музыкальной сфере…

-Сам принцип работы молодежного симфо­ни­че­ского оркестра – это волон­терство. По отношению к музыкантам, возможно, это звучит странно, но на самом деле не отличается от занятия волон­тер­ством в социальной сфере. Люди тратят свое свободное время, свои каникулы, не едут отдыхать, не лежат на диване, а продолжают заниматься своим профес­си­о­нальным делом.

Дети же получают новый опыт, который тут же выливается в некий концертный результат. Поэтому мы говорим, что молодежный оркестр – это модель взрослой жизни оркест­рового музыканта, когда за короткое время, дней за пять, в течение которых мы проводили репетиции по 3 – 4 часа, подго­тав­ли­вается программа. Это время соизмеримо со временем подго­товки программы взрослым оркестром.

Это очень важно, потому что перед детьми откры­ваются горизонты развития, а значит, у них появляется стимул, они начинают раскрывать способ­ности, о которых сами не подозревают. Дети очень успешно учатся друг у друга. Ведь одно дело, когда хорошо играет педагог – так и должно быть. Другое – когда хорошо играет твой сверстник рядом. Оркестровая и ансам­блевая игра хороши тем, что ты слышишь больше, чем ты играешь сам.

Тольяттинская филармония при поддержке областного министерства культуры может стать "кузницей кадров" для всей музыкальной сферы региона. | CityTraffic

Очень многие дети, обуча­ю­щиеся на струнно-смычковых инстру­ментах, сложно преодо­левают первые годы, когда еще и звука-то нет, один скрип. Для того чтобы скрипка стала издавать звуки, нужно много чего перетерпеть, в том числе и родителям. В ансамбле ребенок, даже играя по открытой струне (не зажатой пальцами), слышит, как играют другие. Он сопри­частен этому, несмотря на то, что он пока мало что может. И он понимает, зачем все это преодо­левать. Процесс обучения стано­вится более успешным. Мы – цеховое сообщество, как одна семья.

Что касается дефицита кадров, то нужно помнить, что Тольятти одномо­ментно созда­вался, и стареть он будет одномо­ментно. Поэтому я говорю нашим молодым: возвра­щайтесь в город, у вас скоро здесь будет огромное поле деятель­ности.

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

В Тольятти задержали очередного нервного гражданина

Ср Янв 28 , 2015
Молодой человек нес почти 4 грамма синте­ти­че­ского наркотика. Как сообщает сегодня ГУ МВД по Самарской области, внимание сотруд­ников ОП №24 Управления МВД России по г. Тольятти привлек пешеход, следо­вавший по улице 50 лет Октября. Увидев людей в полицейской форме, мужчина занерв­ничал и ускорил шаг. В присут­ствии понятых полицейские обнаружили у него сверток, предпо­ло­жи­тельно, с нарко­тиком. Изъятую […]
Тольяттинская филармония при поддержке областного министерства культуры может стать "кузницей кадров" для всей музыкальной сферы региона. | CityTraffic

Рубрики