Выполняя прямое указание главы региона, политики объясняют необходимость принятия такого решения «усилением госконтроля». Но некоторые видят в этом стремление областных министерств «прибрать к рукам» дополнительные возможности.
Речь идет о проекте закона Самарской области № 11875 – 14 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области».
Заместитель руководителя администрации губернатора Самарской области – руководитель главного правового управления администрации губернатора Самарской области Владимир Моргунов объяснял сегодня суть законопроекта коллегам дважды: на расширенном заседании комитета по местному самоуправлению и на внеочередном заседании Губернской думы, созванном специально для этого. Несмотря на то, что бюджеты муниципалитетов и области уже сверстаны, депутаты торопились принять закон именно сегодня, на крайнем, как они любят выражаться, в этом году заседании.
Итак, закон регламентирует три вида отношений: градостроительные полномочия предлагается перераспределить и передать органам местного самоуправления как отдельные государственные полномочия; полномочия по рекламе отдать «наверх», не передавая обратно в органы местного самоуправления; полномочия в сфере распоряжения земельными участками Самары, которые в настоящее время осуществляют министерство строительства и министерство имущественных отношений, передать городу.
-Обстановка сейчас в финансовом секторе напряжена, так что мы должны применить все возможности, принять все меры для дополнительного наполнения областного консолидированного бюджета, — сказал Владимир Моргунов.
Еще на заседании комитета, обсуждение законопроекта было столь страстным, а настойчивость некоторых министров столь очевидной, что депутат от Тольятти Александр Дроботов не выдержал: «Докладчики не раз употребили конструкции «на мой взгляд» и «я считаю». Хочу заметить, что это не ваша инициатива и не инициатива министров, которые хотят расширить свои полномочия, это инициатива губернатора. А вы интеллектуально переработали ее и облекли в законопроект». А во время заседания думы депутат Михаил Матвеев, продолжая эту тему, прямо спросил: лоббистский ли это проект, или «наверху» настолько не доверяют сити-менеджерам, назначенным повсюду в Самарской области, кроме Тольятти? И если второе, то зачем было вообще «все это городить» с назначениями? Ведь изначально предполагалось, что назначение на эти должности людей из команды губернатора должно сделать работу всех уровней власти более согласованной и эффективной. Зачем же сейчас концентрировать полномочия в руках областных министерств?
Владимир Моргунов ответил в том духе, что цель реформы местного самоуправлени — в налаживании конструктивной работы меду уровнями власти, но это не исключает того, что на какой-то период нет необходимости усилить государственное влияние в той или иной области. Градостроительная сфера — именно тот участок работы, который необходимо «усилить» на ближайшие 5 – 6 лет путем постановки под контроль.
-То есть сити-менеджер — не какой-нибудь человек с улицы, а крепкий хозяйственник, назначенный авторитетной комиссией во главе с губернатором, — с этой задачей не справится? — уточнил Матвеев.
-Почему? Одно другому не мешает. В советское время был отличный принцип, когда структура подчинялась по горизонтали и по вертикали. Мы всего лишь возрождаем все старое и лучшее, ответил Моргунов.
Он также добавил, что решения будут приниматься на муниципальном уровне, самостоятельно, но под контролем областного уровня. То есть решения сити-менеджеры будут принимать сами, но будучи «встроенными» в вертикальную структуру.
Депутаты решили создать рабочую группу, куда должны войти представители всех отраслевых министерств и депутаты, чтобы проработать на ней межбюджетные финансовые отношения, ответственность муниципалитетов и другое. А потом проголосовали за принятие закона в двух чтениях.