ПОДПИСАТЬСЯ НАПОМНИТЬ ПОЗЖЕ
Информационный портал
Самарской области
Отправить видео

Ваше видео отправлено.
Спасибо!

OK

По e-mail
Через сайт
Ваше имя
E-mail
Коментарий
к видео
Заполняя и отправляя форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ «О персональных данных» (№152-ФЗ от 27.07.2006), на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Загрузить файл
Общий размер : мб
Отмена
Отправить

Идёт загрузка файла

0%
Образование
20 марта 2017 08:45

Анна Головлева: приучить ребенка к чтению можно только личным примером

Педагог дополнительного образования МБОУДО "ДДЮТ" рассказала "СитиТрафику" о том, какую роль в образовании школьника занимает книга и могут ли ее заменить другие источники информации.

Многие взрослые сегодня испытывают серьезную тревогу в связи с тем, что дети фактически живут в Интернете. Социальные сети, игры, сериалы - поколению, выросшему в других обстоятельствах, такое погружение представляется чрезмерным, а порой и нездоровым. Вступая в бой в Сетью, родители часто прибегают к тактике запретов и ограничений. Однако результатов это в большинстве слуачев не приносит. Оставаясь лишенным доступа к Интернету, ребенок все равно не переключает свое внимание на книги или общение со взрослыми. Педагог дополнительного образования Анна Головлева считает, что и пребывание в Интернете, и чтение книг может оказаться полезным, если пользоваться обоими ресурсами умело и в совокупности.

- Запрещать пользоваться Интернетом, мне кажется, не стоит, - говорит она. - Лучше акцентировать внимание детей на том, как полезно использовать глобальную сеть. Например, если ребенок задает вам каверзный вопрос, то попросите найти его самого ответ. Это покажет, действительно ли ему интересен этот вопрос, или он задал его для того, чтобы просто вас поддеть. Сейчас очень много интересных сайтов с разными разработками. Например, помимо стандартного PowerPoint  для создания презентаций существует очень простой в использовании prezi.com, а презентации там получаются на порядок лучше. Дугой пример: подростки очень часто любят размещать свои фотографии везде, и можно подсказать, какие редакторы для фото использовать. Вместо того чтобы читать скучную и монотонную лекцию, можно показать художественный или документальный фильм, периодически останавливаясь и комментируя какие-то моменты. Это эффективней, чем просто "серфить" интернет или показывать детям что-то без комментариев.

- Если вы считаете, что чтение по-прежнему играет важную роль в образовании и воспитании детей, то расскажите, какие оно дает преимущества ребенку в современном мире?

- Книга помогает пережить ребенку тот социальный опыт, которого у него нет в силу возраста или других жизненных обстоятельств. Не подвергаясь опасности, познакомиться с разными жизненными ситуациями. Кроме того, принято считать, что мы живем в кризисное время, поэтому многие подростки чувствуют себя одинокими и ненужными, а чтение книг помогает преодолеть данный барьер.
При чтении разных авторов ребенок вырабатывает культуру речи, свой особенный стиль общения и написания текстов (сочинения, смс, письма, общение в контакте и т.д.). И все это, соответственно, будет влиять на то, как ребенок будет говорить и разговаривать. Будет ли это "ну че?", "типа", "классно", или он сможет аргументированно выражать свои мысли.

- Можете ли вы посоветовать родителям, как научить ребенка любить читать?

- Личным примером, и только так.

- Нужно ли прививать детям привычку к чтению, или, может быть, она не будет играть существенной роли в будущем, и стоит обратить внимание на развитие других навыков? Например, некоторые исследователи говорят о том, что важнее не увеличивать объем знаний и прочитанного, а научить ребенка находить нужную информацию.

- У своих воспитанников я стараюсь развивать критическое мышление. Мне кажется важным, чтобы они вообще хоть что-то читали кроме постов в социальных сетях. Умели искать информацию в разных источниках, а не слепо верили какому-то одному. В текстах прошу их показывать минимум две точки зрения. Если они затрудняются, то подсказываю, к кому можно обратиться, призываю их использовать те ресурсы, которыми они обладают: учителя, одноклассники, другие ученики, директор, обслуживающий персонал школы. С развитием интернета у многих людей возникает чувство голода по живому общению, поэтому я стараюсь объяснить, что подходить к другим людям и просить помощи или задавать вопрос это совсем не страшно, и тебе всегда ответят. Умение искать информацию в разных источниках - это важная социальная компетенция.

- Современные педагоги (например, Елена Романичева) считают, что многие литературные произведения, включенные в школьную программу, неуместны с точки зрения восприятия их детьми в силу возраста, психологического и интеллектуального развития. Какие произведения лично вы убрали бы из школьной программы? Какие, напротив, добавили бы?

- Я окончила школу более десяти лет назад, и тогда были другие стандарты, но помню, что я воспринимала все хорошо. Сейчас я к стандартам школьным не обращаюсь, поэтому не могу сказать, что нужно убрать из школьной программы. Но искренне считаю, что понимание предмета в первую очередь зависит от личности учителя или педагога. Что бы я добавила? Назову несколько книг, но список, конечно, можно продолжать. В мире, где лучше всего усваиваются личные истории, я бы советовала читать "Блокадную книгу", которую написали Даниил Гранин и Алесь Адамович. Точнее будет сказать, не написали, а собрали. Во время Великой Отечественной Войны Ленинград (Санкт- Петербург) был в блокаде 900 дней, и эта книга - сборник писем и дневников людей, которые жили в городе.

Продолжая военную тему, я обязательно советовала бы ребятам прочитать  "Репортаж с петлей на шее" Юлиуса Фучика. Книга была написана в тюрьме Панкрац, когда Фучик ожидал смертной казни. Очень сильное произведение.

Книга Грэгори Дэвида Робертса "Шантарам" - опять-таки личная история. Эта книга, словно "Тысяча и одна ночь" нашего времени, про Индию. Примерный объем книги 850 страниц, но прочитывается она на одном дыхании.

Произведение Пол Гэллико "Томасина" помогает пережить потерю близких. 

Бернард Вербер "Последний секрет" - эта книга поможет узнать про особенности работы мозга, про человеческие мотивации.

Роман Лоис Лоури "Дающий" я считаю актуальным для школьников. Он о тех вопросах, которые хотя бы один раз в жизни мы себе задаем. "Куда поступать учиться?", "Кем быть?", "Куда идти работать?", "Моя ли половинка тот человек, которого я люблю?", "Сколько родить детей, и как их растить?". А теперь представьте мир, в котором эти вопросы не возникают, потому что ответы на них давно кем-то найдены. Как жить в таком мире? Книга Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня" - о том, как люди продолжают свой путь, хоть и знают, что все предопределено.

Книга Луиса Сашара "Я не верю в монстров". В каждом классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, и эта книга про то, что в каждом самом плохом человеке есть всегда что-то хорошее. Стоит только захотеть это увидеть. Книга для детей, чтоб увидеть что они не одни. И для родителей, чтобы понять, что чувствуют их дети в подростковом возрасте, ведь у взрослых давно уже другие проблемы.

Все чаще замечаю потребительское отношение детей к труду педагога, поэтому мне бы очень хотелось, чтобы дети прочитали книгу Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз".

Беседовала Анна Соколова, фото из личного архива Анны Головлевой

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Орфографическая ошибка в тексте

Комментарий (необязательно):

Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на той же странице.

Отмена
Отправить



Архив новостей

Август 2017

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31