Что скрывают чиновники Самарской области

В 2025 году в связи с утратой доверия были уволены 4 служащих, в 2024 году – 13.

img

Заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Александр Бабкин рассказал о том, как в регионе проходит декларационная кампания, какие нарушения требований законодательства выявляют сотрудники надзорного органа и какие последствия ожидают чиновников, допустивших их.

- В чем суть декларационной кампании?

- Хороший вопрос, не всем он понятен, больше всего возмущаются недобросовестные служащие. Если серьезно, то в первую очередь, подача деклараций дисциплинирует чиновников. Во-вторую, позволяет кадровым подразделениям органов власти понимать реальное имущественное положение служащих, в том числе оценивать соответствие их доходов имущественному положению.

Механизм, обязывающий служащих сообщать информацию о совершенных ими крупных расходах, - один из наиболее эффективных антикоррупционных институтов.

При наличии каких-либо сомнений в достоверности представленных сведений кадровое подразделение государственного органа или муниципалитета вправе организовать соответствующую проверку достоверности представленных сведений.

В Самарской области прокуроры требуют увольнения замглавы Кинельского района и главы КСП за непротивление коррупции

Отмечу, что предоставление служащим недостоверных сведений о расходах влечет его увольнение по утрате доверия. В случае неподтверждения расходов доходам служащего такое имущество может быть обращено по иску прокурора в доход государства.

- Какие сроки подачи деклараций служащими?

- Срок подачи деклараций – 30 апреля. Сведения предоставляются за предшествующий год. Затем у служащего есть 30 дней на подачу уточненной декларации в случае допущенных ошибок.

- Какое количество служащих, допускают антикоррупционные нарушения? Сколько таких служащих были привлечены к ответственности в текущем году?

- Ежегодно в Самарской области прокурорами выявляется более 1000 служащих, допустивших нарушения обязанностей, запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции. За прошедший год к дисциплинарной ответственности за такие нарушения привлечено более 800 служащих, в текущем году – более 200.

- Какие нарушения в первую очередь выявляются прокурорами?

- Как правило, прокурорами выявляются следующие нарушения:

  • умышленное неотражение дорогостоящего имущества;
  •  поступление на счета значительных сумм, законность получения которых не подтверждена служащим;
  • занижение или завышение размера полученных доходов;
  • неотражение сведений о финансовых обязательствах по кредиту, займу;
  • неотражение всех видов доходов, недвижимого имущества и транспортных средств (например, неотражение земельных участков, не указание дохода от предыдущего места работы, завышение или занижение полученного дохода);
  • наличие неурегулированного конфликта интересов.

Здесь хочу отметить, что на практике возникают и такие случаи, когда служащий указывает более высокий доход, чем есть на самом деле. И тут прокурору предстоит разобраться, сделано это умышленно или в целях сокрытия покупки дорогостоящего имущества.

Например, обязанность предоставления сведений о расходах служащего (покупка квартиры, машины) касается лишь сделок, превышающих трехгодичный доход служащего и его супруги за 3 года предшествующих соответствующей сделки. Поэтому служащими иногда умышленно завышается реальный доход, что пресекается по результатам прокурорских проверок.

- Какие виды ответственности предусмотрены за несоблюдение указанных требований?

- Все зависит от тяжести допущенного правонарушения. Работодатель может объявить служащему как замечание, так и выговор. Наиболее строгим видом ответственности является увольнение в связи с утратой доверия.

В 2024 году по указанному основанию уволено 13 служащих, в 2025 году – уже 4.

Глава ДУИ Самары Андрей Белоклоков покинул свой пост из-за утраты доверия

Например, прокурором Промышленного района Самары установлены факты предоставления неполных (недостоверных) сведений о доходах главным специалистом отдела по вопросам в социальной сфере администрации Промышленного района Самары, не отражены сведения о доходе в размере 1,5 млн руб., полученном от продажи 3 земельных участков. По результатам рассмотрения представления муниципальный служащий уволен в связи с утратой доверия.

Выявлен единичный случай непредставления должностными лицами сведений о доходах. Так, одним из прокуроров выявлен факт непредставления сведений о доходах сотрудником территориального отдела полиции. По результатам рассмотрения представления прокурора служащий уволен в связи с утратой доверия.

- В чем суть контроля за законностью получения денежных средств?

- Прокуроры тщательно анализируют сведения о счетах и при наличии данных о значительном объеме поступивших денежных средств на них инициируют проверки в рамках контроля за законностью получения денежных средств. Указанными полномочиями мы наделены уже более 3 лет.

Основанием для проведения проверки является поступление на счета служащего и его супруги суммы, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года.

Первоначально такие проверки проводят кадровые подразделения органов власти, при увольнении служащего материалы передаются в прокуратуру, и завершает такую проверку прокурор.

Результатом проверки может послужить взыскание в доход государства сумм, законность поступления которых служащий подтвердить не в состоянии.
    
- Прокурорами проводились такие проверки? Каковы их результаты?

- На данном направлении наработана определенная практика, есть результаты. За истекший период 2025 года и прошлый год прокурорами направлено 4 исковых заявления на сумму свыше 17 млн руб. о взыскании с бывших государственных служащих денежных средств законность которых не подтверждена.

Прокуроры при проведении проверок истребовали сведения из налоговых органов, банков с целью анализа денежных средств по счетам, получали объяснения самих проверяемых лиц, свидетелей, устанавливались лица, которые осуществляли переводы денежных средств служащим или их супругам. Все доводы и рациональные объяснения, безусловно, с обязательной явкой свидетелей в последующем учитываются в суде.

Экс-главу Исаклинского района Самарской области отправили в отставку из-за конфликта интересов

Но имеются переводы, которые служащие по различным причинам не хотят пояснять или не могут. Зачастую указанное связано с нарушением антикоррупционных запретов чиновников. Указанные денежные средства подлежат обращению в доход Российской Федерации.

Cудами области удовлетворено 2 исковых заявления данной категории на сумму 2,5 млн руб. В настоящее время судебные акты вступили в законную силу, находятся на принудительном исполнении в службе судебных приставов.

Реальное взыскание денежных средств в доход государства контролируется прокуратурой.

- Какую работу ведут прокуроры по выявлению конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления? Возможно ли выявить такие нарушения в рамках проверок деклараций?

- Прокурорами проводится работа по сбору и аккумулированию информации о должностных лицах органов государственной власти и местного самоуправления, их родственных связях, аффилированных им коммерческих структурах.

Основной источник информации – анкеты служащих, получаемые в рамках антикоррупционных проверок, сведения из органов ЗАГС.

Кроме того, прокурорами при проверке деклараций могут выявляться факты представления недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:

  • о получении кредитов, беспроцентных займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
  • о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
  • о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

Всего за 2024 год, истекший период 2025 года выявлено более 80 лиц допустивших нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов.

Наиболее характерными примерами конфликта интересов являются получение материальной выгоды служащим либо его родственниками, а также лицами, с которыми у него сложились иные личные отношения при ненадлежащем исполнении функций управления, контрольно-надзорных функций.

В Самарской области будут судить главу села, который получил 2 млн рублей за фиктивно трудоустроенного водителя

Например, о возможности возникновения конфликта интересов могут свидетельствовать:

  • принятие должностным лицом решения о выделении субсидий организации, руководителем которой является родственник или лицом, с которым у него сложились близкие отношения;
  • прямая подчиненность служащих друг другу в государственном органе;
  • осуществление контрольно-надзорных полномочий в отношении организации, в которой трудоустроен родственник.

Экс-глава села из Самарской области, принявшая к себе на работу мужа, не смогла оспорить увольнение

Наиболее строгим видом наказания за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, как я уже говорил, является увольнение по утрате доверия.

Например, прокурором Шенталинского района области выявлен факт неурегулирования конфликта интересов главой сельского поселения Артюшкино.

Супруг главы исполнял обязанности директора муниципального предприятия, являлся депутатом местного представительного органа, а также являлся водителем администрации.

Указанные сведения помимо анкеты также содержались в справках о доходах.

После вмешательства прокуратуры полномочия главы сельского поселения прекращены в судебном порядке.

- Может ли служащий избежать ответственности за допущенные нарушения?

- Федеральным законом «О противодействии коррупции» закреплен принцип неотвратимости ответственности за допущенные коррупционные правонарушения.

В продолжение указанного принципа в федеральный закон внесены изменения, согласно которым теперь прокурор имеет полномочия при увольнении служащего, в отношении которого кадровым подразделением органа власти начата антикоррупционная проверка изменить формулировку увольнения.

Практика на указанном направлении уже наработана.

Подозреваемого во взятках экс-главу Безенчукского района Самарской области требуют уволить из-за утраты доверия

В прошедшем году прокуратурой в судебном порядке изменены основания увольнения на утрату доверия четырем должностным лицам, в текущем году — двум.

В настоящее время в судах рассматривается 5 таких исковых заявлений.

Экс-замглавы Тольятти по социальным вопросам Юлия Баннова подозревается в получении взятки

Досрочно прекращены полномочия главы Хворостянского района Самарской области