В Самарской области рассматривается возможность создания портово-логистического хаба с центром в Тольятти

Об этом шла речь на совещании по развитию мультимодальных логистических центров, которое провел 10 апреля 2025 года помощник Президента РФ Николай Патрушев.

img

В четверг, 10 апреля, в тольяттинском технопарке «Жигулевская долина» состоялось совещание по развитию мультимодальных логистических центров. Его по поручению главы государства Владимира Путина провел помощник Президента РФ Николай Патрушев.

Правительство страны планирует нарастить провозную способность транспортного коридора «Север-Юг» до 30 млн тонн в 2030 году и до 35 млн тонн в 2035 году. Николай Патрушев подчеркнул, что обновление и наращивание пропускной способности транспортной инфраструктуры внутренних водных путей – это не только повышение связанности и транспортной доступности регионов России, но и основа для развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики и национальной экономики в целом.

Одними из ключевых объектов опорной сети внутренних водных путей, создаваемых по новому нацпроекту «Эффективная транспортная система», должны стать мультимодальные узлы на базе речных портов.

- Необходимо отметить, что успех мультимодальных решений зависит не только от инфраструктуры. Это вопрос внедрения современных цифровых технологий и отслеживания грузов, искусственного интеллекта для прогнозирования спроса и управления потоками, - сказал помощник Президента РФ.

В Самарской области рассматривается возможность создания портово-логистического хаба «Самарский» в интересах функционирования международного транспортного коридора «Север-Юг».

Инфраструктура региона позволяет обеспечить транспортную связь со странами Каспийского бассейна, а создание хаба позволит разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль и крупные федеральные автотрассы.

Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев отметил, что выгодное географическое положение региона вызывает к нему большой интерес у крупных грузоперевозчиков как к альтернативе маршруту, пролегающему через Суэцкий канал. Это позволяет рассчитывать на реализацию здесь проекта распределенного мультимодального хаба для организации перевозок типа «река – море» по международному транспортному коридору  на базе имеющихся портов.

- Инициатива по созданию хаба была поддержана Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Создание в Самарской области мультимодального хаба и смещение акцентов на перевозки грузовым речным транспортом с железнодорожного при правильной организации логистики может повысить эффективность коридора «Север – Юг», - сказал Вячеслав Федорищев.

Глава региона сообщил, что с владельцем порта Тольятти этот вопрос был предварительно проработан. Создается совместная управляющая компания, будут проанализированы все виды грузооборота - не только в рамках субъекта, но и в рамках ближайших территорий.

- Также рассчитываем на поддержку со стороны министерства транспорта России, со стороны правительства Российской Федерации в том, чтобы действительно обозначить приоритеты развития такой инфраструктуры здесь. Мы как регион выполним все задачи, которые будут поставлены в рамках этого приоритета, - подчеркнул Вячеслав Федорищев.

Регионом разработано техническое задание для экономического обоснования реализации проекта. Проводился анализ площадок и работа действующих портов крупными инвесторами.

Губернатор отметил, что необходимо разработать стратегию развития речного флота, которая бы определила планы правительства РФ по обеспечению развития перевозки грузов и пассажиров в долгосрочной перспективе, в том числе в Волжском бассейне.

Кроме того, портовую инфраструктуру Самарской области необходимо включить в межрегиональную концепцию устойчивого формирования международного транспортного коридора «Север-Юг» по речной части с выходом к странам Каспийского бассейна и далее – в Китай, Индию и страны Африки. Координатором разработки этой концепции должны стать федеральные органы власти.

Также должна быть подготовлена система поддержки обкатки новых речных маршрутов в рамках МТК «Север-Юг» посредством механизмов субсидирования грузоперевозчиков.

Участники совещания обсудили дополнительные меры, направленные на повышение транспортной доступности грузовых перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» с использованием единой глубоководной системы европейской части России с выходом в Каспийский, Азово-Черноморский, Балтийский бассейны и на Арктический транспортный коридор, включая Северный морской путь.

Что касается развития интермодальных смешанных перевозок грузов внутренним водным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта, рассматриваются 9 речных портов, интегрированных с железнодорожной инфраструктурой, расположенных на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации, один из которых – речной порт Тольятти.

Справка:
Совокупный грузооборот региональных портов демонстрирует положительную динамику за пятилетний период. Прирост с 2020 по 2024 годы составил 17 млн тонн, а общий объем грузооборота за 2024 год – свыше 8,5 млн тонн. Лидер по переработке грузов – порт Тольятти, ежегодный грузооборот которого превышает 7 млн тонн. Грузооборот за 2024 год составил 8,2 млн тонн – это 96% от совокупного объема. В структуре перерабатываемых грузов преобладают кооперированные грузы – 60% и сельскохозяйственная продукция – 21%.  При этом производственная мощность порта позволяет принимать и обрабатывать до 5 млн. тонн грузов в год. Текущая загрузка мощностей составляет 60%.

 

Николай Патрушев и Игорь Комаров побывали в порту Тольятти для оценки возможности создания портово-логистического хаба