Гости из Тольятти учинили переворот в Астрахани
Астраханское ралли памяти Олега Майорова, состоявшееся с 3 по 5 сентября в статусе предпоследнего этапа Кубка России 2021 года по ралли-рейдам на мотовездеходах, для тольяттинских гонщиков стало захватывающим триллером.
Осенние гонки в Астраханской области появились в календаре российских ралли-рейдов, как это ни странно, благодаря пандемии коронавируса. В 2020 году расписания почти всех соревнований во многих видах спорта были сильно перестроены. Обычно Астрахань принимала в апреле одну традиционную гонку с уже 10-летней историей – этап Чемпионата России "Золото Кагана". Прошлой осенью взяли, да и провели еще одни соревнования – баху "Астрахань". Всем понравилось, поэтому и на пороге осени 2021 года пилоты со штурманами и своими командами снова направились в российские пески.
В отличие от спортивных (класс R) и почти серийных внедорожников (класс N) для мотовездеходов категории N2 нынешний Кубок России состоит не из 4, а аж из 6 этапов. Четыре гонки проходили совместно с кузовными классами, а майский этап в Волгограде и сентябрьское рандеву в Астрахани – исключительно тусовка для динамичной и весьма специфической техники. Эту баху (так называется короткий ралли-рейд, - прим. авт.) посвятили памяти человека, который стоял у истоков российских соревнований по квадроспорту и всевозможным гонкам на прочей четырехколесной мотоциклетной технике – Олегу Майорову, ушедшему из жизни около года назад после перенесенного ковида.
На ралли приехали без малого 40 экипажей из разных городов от Омска до Санкт-Петербурга. Чтобы привлечь побольше участников попутно провели этап Чемпионата России по кросс-кантри ралли, что открывало возможность промчать почти 600 километров скоростных участков еще и квадроциклистам с мотоциклистами.
Участники Кубка России на данной гонке готовились пройти около 300 километров по пескам и степным дорожкам. В пятницу 3 сентября состоялся 5-километровый пролог на берегу Волги – короткий скоростной участок определял, кто за кем будет стартовать на основной дистанции. В субботу 4 сентября экипажи КР преодолели два спецучастка – 79 и 87 километров. А воскресный день содержал меню из скоростных участков протяжённостью 80 и 53 километра.
Город Тольятти в Кубке России представляли два штурмана. Павел Емелин занял правое кресло в машине с бортовым номером 308 команды Nakusi Racing Team, которой управлял пилот Александр Федорук. Кандидат в мастера спорта Макс Плюхин ассистировал столичному пилоту из классического ралли Сергею Бабкину на автомобиле Can-Am Maverick X3 XRS с турбомотором объемом 900 кубических сантиметров. На бортах их машины красовался номер 400.
Сергей, кстати, в июне текущего года с другим штурманом Егором Охотниковым уверенно победил в гонке "Холмы России", чем сильно озадачил соперников. В Астрахани от его экипажа ждали, как минимум, высокой скорости. По итогам пролога гонки из 25 машин, заявленных в КР, машина №400 зафрахтовала себе 14 позицию, а Федорук с Емелиным не форсировали событий и проехали трассу с 25-м результатом. Примечательно, что из 25 машин 23 прибыли на финиш с разницей лишь в несколько секунд в пределах одной минуты. Такая плотность результатов предвещала по-настоящему жаркие баталии.
Основную программу открывал второй день, включавший все песчаные спецучастки. Тут-то все и завертелось! Причем в прямом смысле слова. Мотовездеход Александра Федорука и Павла Емелина прошел обе трассы с хорошими временами, но разминулся на дистанции дня аж с 7 точками, за что справедливо был наказан дополнительным временем 1 час 10 минут. И все равно у ребят к старту второго дня соревнований уже 20-е, далеко не последнее место в турнирной таблице.
Сергей Бабкин и Максим Плюхин так лихо стартовали, что по ходу первого спецучастка настигли и обошли целую плеяду конкурентов. Да, не обошлось без промашек и поисков нужного направления, но это не могло критично повлиять на результат, поскольку заблудились на трассе почти все, кроме экипажа лидера гонки Дмитрия Сотникова – триумфатора марафонов "Дакар" и "Шелковый путь".
Все шло отлично ровно до начала 65-го километра СУ3 ("СУ" означает "скоростной участок", а цифрой в ралли и ралли-рейдах обозначен порядковый номер трассы, - прим. авт.), когда в левом повороте машина под номером 400 эффектно взмыла высоко в воздух, сделала пару оборотов и смачно приземлилась на колеса. Экипаж позднее рассказал, что в момент начала переворота оба пилота чуть расфокусировались – штурман опустил глаза в дорожную книгу, а пилот перевел взгляд с ближних ориентиров на те, что чуть впереди. Суровые раллийные боги за эту оплошность наказали моментально.
Любопытно, что кульбит не сказался на машине фатальным образом – парни не просто закончили прохождение СУ3, но и преодолели СУ4, хотя у машины оставался исправен лишь задний привод. Преодолевать высоченные барханы, тот же легендарный "Большой брат", на заднем приводе, по словам спортсменов, - сомнительное удовольствие, но деваться было некогда. Итоговый 17-й результат дня совершенно не соответствовал фактическому темпу, но тем более значительным становился заключительный день. К тому же, ночной сервис позволил отремонтировать машину, чтобы полноценно стартовать на СУ5 и СУ6. Тут уже спортсмены не позволили себе помарок, успешно оформив финиш в гонке на итоговой… 14-й позиции. Безусловно, рассчитывали, минимум, попасть в первую пятерку, но, если суммировать все, что произошло на гонке, – результат хороший.
А вот Александр Федорук и Павел Емелин настолько увлеклись борьбой, что, по рассказам старших коллег из Nakusi Racing Team, перевернулись на скорости около 120 километров час! Такого испытания техника не выдержала и к финальному этапу в Туле парням, пожалуй, придется подыскивать другой мотовездеход.
Отдельного внимания заслуживает факт, что оба экипажа, отметившиеся полетными упражнениями, не пострадали – пилоты и штурманы спокойно разъехались по домам, что в очередной раз подтвердило не только высочайшую надежность гоночных машин, но и оправданность строгих требований в части безопасности: использование профессиональных систем защиты шеи, исправных 5-точечных ремней, крепких гоночных кресел "ковшей", хорошей экипировки и т.д.
Победил в гонке Дмитрий Сотников в паре с Русланом Ахмадеевым. Второе место у Азата Минниханова с Ильназом Гиззатуллиным, а третьими стали Владислав Маликов и Виктор Шитиков.
Кстати, не знаем, как у Павла Емелина, а вот у тольяттинского КМС Макса Плюхина и прошлая астраханская баха на мотовездеходе осенью 2020 года тоже была ознаменована переворотом через крышу. Традиция так себе, поэтому желаем впредь не повторять акробатических упражнений.
А календарь ралли-рейдов тем временем готовит этап Чемпионата России, который уже через две недели пройдет в Ульяновской области с 23 по 26 сентября 2021 года. Регламент гонки уже опубликован. Туда, кстати, кроме внедорожников приедут соревноваться грузовики КАМАЗ-мастер и других команд, а также багги (мотовездеход) категории Т3.
Андрей Серегин, фото Лины Арнаутовой и Дмитрия Гальчуна