УАЗ на гонке: пусть ранен, но не убит

Тольяттинский штурман 17 и 18 июля 2021 года проехал второй этап Кубка России по ралли-рейдам во Владимирской области в экипаже команды Ульяновского автозавода и завоевал сразу несколько наград.

img

Баха "Князь Владимир" собрала 37 экипажей из разных регионов страны в Ковровском районе Владимирской области. Город Ковров принимал экипажи Кубка России, а заодно участников Чемпионата Центрального федерального округа и гоночной серии "Холмы России". Соревновались на трех видах техники: спортивных прототипах, построенных на базе иномарок и отечественных внедорожников – класс "Рейд Спорт" или R, серийных отечественных машинах, чуть подготовленных для бездорожья – класс "Национальный" или N, а также на мотовездеходах класса N2.

Первый день гонки после административного и технического контроля предлагал трассу протяженностью всего-то 2 километра. Ее расчертили на местном мотодроме, где обычно проводят соревнования по мотокроссу. Второй день предвещал скромный спецучасток чуть более 39 километров по извилистым лесным дорожкам. И хотя его нужно было проехать четыре раза подряд, многие участники гонки вплоть до старта первой машины считали, что этот компактный этап Кубка России точно не будет самым сложным в сезоне. Со стартом первых машин это заблуждение быстро улетучилось. По требовательности к технике и экипажам "Князь Владимир", пожалуй, легко составит конкуренцию длинной изматывающей песочнице "Золото Кагана".

Во-первых, на первый скоростной участок не дали готовую дорожную книгу – "легенду", по которой в ралли-рейдах штурман диктует дорогу пилоту. Зато позволили два часа гулять по трассе пешком, чтобы разведать ее, а лучше прописать на бумаге. Но пропись трассы - это отдельная наука из классического ралли, которую, как показала практика, далеко не все ралли-рейдовые штурманы сумели сходу освоить. Во-вторых, получив дорожную книгу второго дня, участники быстро поняли, что обилие коротких позиций по 70, 90 и 100 метров не предвещает легкой прогулки.

Уже в первый день мотовездеход москвича Сергея Бабкина и волгоградца Петра Пономарева чуть не вписался в коварный поворот и улегся набок – в гонку экипаж вернули, но о характере трассы это говорит многое. Автомобиль УАЗ Патриот ульяновских спортсменов Виктора Толстова и Сергея Шустрова едва не совершил пике с крутого косогора, но пилот вовремя совладал с машиной. Другой мотовездеход казанских ребят Константина Маковеева и Фарида Мухамадеева вовсе исполнил невероятный переворот на крышу прямо в финишном створе. Этим, правда, злоключения первого дня и ограничились. Обе машины команды "УАЗ Спорт", в которой в паре с ульяновским мастером спорта Михаилом Кутиновым на спортивном УАЗ пикап уже второй год выступает штурман Максим Плюхин из Тольятти, успешно справились с крутыми виражами мотокроссовой арены.

Во второй день по мере прохождения весьма коварной, хотя и короткой трассы, понемногу стали выбывать из борьбы экипажи разных классов – из-за оторванных колес, а то и более тесных объятий с деревьями. Сошла из-за отказавшего сцепления одна из легковых машин – ВАЗ-2114 Павла Ефремова и Вячеслава Кириллова из Чебоксар. ВАЗовским "восьмеркам" в этой гонке, безусловно, пришлось несладко, а их было аж три, то есть присутствовала борьба за места на наградном подиуме. Не смог продолжить гонку Nissan Pathfinder москвича Александра Пономаренко и местного штурмана Алексея Мальцева. УАЗы же стойко переносили ухабы, колеи и узкие дорожки с неожиданными ямами и корнями деревьев.

Впрочем, свой лимит прочности есть и у безотказных машин. Если Вадим Новиков и Дмитрий Рыбин на УАЗ Патриот "апельсиновой" расцветки, потеряв где-то на трассе одно из запасных колес, добрались до финиша гонки без проблем, то УАЗ пикап Михаила Кутинова и Максима Плюхина под занавес гонки намекнул спортсменам, что в базе команды после этой бахи предстоят весьма основательные восстановительные работы.

К старту на заключительный четвертый проезд 39-километрового спецучастка экипаж успел чуть позаниматься на промежуточном сервисе сварочными работами, прикрутил обратно "сбежавшее" крепление домкрата, чуть подновил переговорное устройство на одном из шлемов и рассчитывал, что на этом меню работы с техникой для них закончится. Но железо порой переносит трудности хуже, чем люди. Из-за открепившегося от рамы кузова пикапа экипаж был вынужден в самой развязке гонки сильно сбавить темп – очень не хотелось приехать на финиш без элементов кузова.

"Раненый", но не "убитый" пикап на последних километрах дистанции остался еще и без заднего привода – даже разгруженные полуоси иногда лопаются, не выдерживая сверхнагрузок ралли-рейдов. Но в отличие от приключений в Астрахани, на этот раз экипаж был вознагражден за упорство и мастерство. Тольяттинский штурман не только успешно финишировал, но и собрал ворох наград в личную и командную копилку, среди которых третье место в этапе Кубка России по ралли-рейдам, два вторых места – в Чемпионате Центрального федерального округа и серии "Холмы России". А впереди - плотные ремонтные работы: до третьего этапа Кубка России по ралли-рейдам в Ивановской области осталась всего пара недель.

Андрей Серегин, фото Сергея Белякова и Дениса Бушковского