Найдена "вакцина" от уличных гонок
"СитиТрафик" провёл тест-драйв спортивного карта Rotax Max, который за 2-3 секунды разгоняется до 100 километров в час и позволяет реально почувствовать, что такое скорость. Законно и без вреда для окружающих людей.
Боевую машину 13 сентября 2020 года протестировал один из участников соревнований Sodi World Series в Ульяновске. Обычного человека из тонированной "Приоры" с пилеными пружинами, считающего себя "уличным гонщиком", категорически нельзя сразу сажать за руль такой техники. Потребуется экипировка и хотя бы минимальная подготовка во избежание травм. Тут не получится, как в городе, со светофора "засвистеть" покрышками, распугивая добропорядочную публику. Маршрут будет простой: с разгона - в забор. Но это как раз не значит, что не нужно попытаться приобрести опыт управления спортивным картом. Нужною И сейчас мы расскажем, как это получилось у нас.
Для начала разберёмся, что же такое спортивный карт Rotax. В отличие от неповоротливых 9 или 13-сильных машин это лёгкое шасси, сваренное из труб. На него установлен жёсткий "ковш" – сиденье пилота. По центру располагается руль, а справа и слева, соответственно, две педали: "газ" и "тормоз". Чуть позади сиденья размещён силовой агрегат мощностью от 28 до 33 сил, в зависимости от класса, в котором машина и пилот будут выступать. Для спортсменов помладше и легче это категории Micro или Mini, а для подростков и взрослых пилотов – Junior и Max. За спиной водителя короткая выхлопная труба. Для улучшения аэродинамики карт ещё комплектуют пластиковым обвесом, состоящим из "носового" обтекателя, передней "губы", двух боковых "отбойников", и заднего бампера.
Вообще, спортивный карт – штука предельно аскетичная. В ней кроме перечисленных агрегатов установлено немного оборудования: аккумулятор, бензонасос, датчик телеметрии, карбюратор, проводка и радиатор. Ещё есть кнопка запуска машины и рычаг включения-отключения зажигания. Последний – обычное явление для любой спортивной машины, независимо от дисциплины автоспорта и уровня соревнований.
Кстати, история компании-производителя силовых агрегатов марки Rotax заслуживает отдельного внимания. Он уходит корнями в Германию, а затем в Австрию времён начала двадцатого века. Позднее двигателестроительное предприятие ушло "под крыло" французско-канадского изобретателя Джозефа Бомбардье. Этот человек подарил миру продукцию глобальных концернов Bombardier и BRP. Они производят отнюдь не только технику для картинга, но и квадроциклы, снегоходы и… даже самолёты.
Глубже, пожалуй, "копать" не станем. Скажем только, что сегодня наиболее ходовые моторы для спортивного картинга это FR 125, среди которых существует примерно десяток различных модификаций. Производитель представляет конструкцию своего детища, как "одноцилиндровый двигатель водяного охлаждения с полнопоточным клапаном, без коробки передач". Крутиться такой "моторчик" может до 10-12 тысяч оборотов в минуту. Как уже было сказано выше, выбор двигателя зависит от класса, в котором его будут эксплуатировать. КПП здесь отсутствует вовсе. Это реальная гоночная машина.
Она, конечно, намного дешевле болида Формулы 1 или заряженной Lada Vesta для Российской серии кольцевых автомобильных гонок, но законы физики, теория скоростного перемещения предметов в горизонтальной плоскости и умение пилота управлять быстрой техникой существенно роднят все спортивные машины.
Так, что нам предоставили на тест-драйв? Настоящий гоночный карт Rotax Max то ли с 28, то ли с 32-сильным двигателем на шасси Gillard и чуть "подуставших", но фирменных шинах Mojo для сухого асфальта. Машина к тому же оказалась оснащена не только задними, но и передними тормозами. Правда, от них многие спортсмены сегодня отказываются. Механики спортивного комплекса "Карт Холл", которые готовили технику, отметили, что карт с одних лишь задними тормозами позволяет пилоту быстрее приспособиться к работе с машиной. Спрашивается, что ещё можно хотеть для полного счастья?
Потребуется экипировка! Автоспорт без полноценной специальной одежды, обуви, защитного шлема, перчаток и, желательно, защиты шеи и рёбер, может представлять серьёзную угрозу здоровью и жизни водителя. Особенно, если он впервые садится за руль незнакомой и невероятно резвой машины. Наш пилот подходит к машине, садится в неё. Включает зажигание. Заводит мотор. И… поехали!
Тестовый заезд продолжался 15 минут по трассе протяжённостью 1370 метров. Парни и девушки, которые выступали и побеждали в Ульяновске на этапах Чемпионата России и многих других турнирах на такой технике, показывали время менее одной минуты. Лучшее время нашего тест-пилота за 13 кругов – 1 минута 4 секунды, что далеко от идеала, но вполне приемлемо для первого знакомства с машиной. К тому же, пару раз сердца зрителей замирали, когда позднее торможение чуть не привело машину в отбойник из автомобильных покрышек. А другой раз – когда ошибка на повороте едва не отправила болид косить газон.
Этот аппарат при нажатии педали газа прочно вдавливает пилота в ковш, а поток воздуха настолько резкий и плотный, что норовит приподнять шлем над головой водителя, если тот чуть небрежно застёгнут. Динамику ускорения можно сравнить разве что с какими-нибудь специальными спортивными версиями заводских тюнинговых ателье а-ля Subaru WRX STI или Mitsubishi Lancer Evolution. Прямые отрезки трассы заканчиваются так быстро, что с непривычки в голове сначала загорается сигнал тревоги: "Всё пропало!". А только потом пилот успевает молниеносно взять себя в руки, чтобы сохранить контроль над резвой "тележкой", стремящейся за пределы трассы.
Мощность двигателя может показаться скромной. Но тут нужно учесть, что вес машины вместе со спортсменом редко превышает 150-180 кг. Этих 30 "лошадей" не просто хватает – их очень много. Обуздать такой небольшой табун подчас сложнее, чем какой-нибудь 200-сильный автомобиль кузовной компоновки.
На всякий случай напомним, карт начисто лишён усилителя рулевого управления или антиблокировочной системы тормозов, а также всех прочих помощников и электронных ассистентов, которые стали весьма распространены в двадцать первом веке. Тут нет вообще ничего, что позволяет современным гражданским водителям управлять машиной, не научившись даже толком держать руль. Садиться в жёсткое кресло пилота лучше после солидного количества сессий на менее быстрой технике и только в том случае, когда человек уверен, что сможет справиться с дерзким нравом машины.
Когда судья на линии старта-финиша показал отмашку клетчатым флагом, и машина заехала в питлейн, пилот покинул карт. Он несколько минут с трудом подбирал слова, чтобы выразить всё то буйство эмоций и физических ощущений от управления столь быстрой и интересной машиной. Неудивительно! Ведь спортивные карты Rotax Max используются в соревнованиях мирового, европейского и российского уровня. У нас наравне с Чемпионатом и Первенством России по картингу на других гоночных машинах проводится полноценный турнир – Кубок Российской автомобильной федерации (Кубок РАФ). Он проходит именно на технике Ротакс.
Кстати, помните картингиста Геннадия Новичкова из Тольятти? О нём в декабре 2019 года рассказывали всему миру британская газета "Daily Mail", российский "Первый канал" и прочая пресса. Так вот, его дочь Валерия Новичкова выступает в Первенстве Приволжского и Уральского федеральных округов по картингу на похожей машине в классе Ротакс Макс юниор.
В общем, это не просто машина. Это болид, который дарит восторг и заставляет в поворотах испытывать серьёзные перегрузки. Он требователен к навыкам пилота и состоянию асфальта, по которому передвигается, но взамен позволяет погрузиться в гонку настолько, насколько живой человек вообще способен абстрагироваться от окружающей реальности. И особенно приятно, что этот спортивный карт стоит не 1, 2 или 3 миллиона рублей, как другая гоночная техника или многие современные гражданские машины. Беглый осмотр сайтов объявлений показал, что такую машину можно легко купить на вторичном рынке, причём недорого. На момент подготовки данного материала, нашлось сразу несколько Rotax Max с добротными шасси, например Tony Kart, по цене менее 500 тысяч рублей.
Подводя итог, можно вспомнить, как титулованный пилот команды Формулы 1 Scuderia Alpha Tauri Пьер Гасли сказал: "Неважно, как далеко зашла гоночная карьера, картинг навсегда останется автомобильными гонками в наиболее чистом виде". Оригинал этого высказывания на английском языке даже приводится на сайте компании-производителя машин Rotax: "No matter how far your career takes you, karting is still the purest form of racing". Pierre Gasly.
Что ещё можно добавить? Гонки на любой технике в безопасных условиях, без угрозы для жизни и здоровья гражданского населения – штука не только интересная, но и полезная. Лучше проводить время на картодроме, чем испытывать терпение ГИБДД и собственную удачу, устраивая лихие гонки по улицам с многочисленными нарушениями ПДД и риском навредить себе и другим. Рекомендуем каждому хотя бы раз в жизни попробовать себя за рулём аналогичной гоночной техники.
Текст - Андрей Серёгин, фото - Александр Майский