Как искусственный интеллект "стрижёт" деньги с водителей Тольятти

Корреспондент "СитиТрафика" подготовил обзор технических средств фото-видеофиксации нарушений ПДД, которые в городе фотографируют нарушителей ПДД. 

img

В последние 5-10 лет фото и видеокамеры на дорогах России перестали быть чем-то инородным. Сначала на загородных скоростных трассах, а затем даже внутри городских кварталов появились электронные помощники ГИБДД в нелёгком деле обеспечения безопасности дорожного движения. Разновидностей и названий таких устройств существует великое множество: «Автодория», «Автоураган», «Амата», «Арена-П», «Бинар», «Визир», «Крис-П», «Сова», «Стрелка» - все их на самом деле не перечислить. Кстати, почти все – отечественного производства. 

Безусловно, особо ретивых водителей штрафы не пугают. Многие эксперты называют камеры на дорогах исключительно способом сбора денег с автолюбителей. Так это или нет, не суть важно. ДТП происходят и на оживлённых регулируемых перекрёстках под наблюдением камер, и на безлюдных разъездах федеральных магистралей с деревенскими грунтовками, где никаких устройств фиксации нет и никогда не было.  

Все понимают, что камеры бывают передвижные и стационарные. Отличаются он и по принципу работы, что не всегда позволяет радар-детекторам предупредить водителя. В крупнейших городах РФ только дорожных камер уже давно насчитывается по несколько тысяч. В Тольятти их пока менее 200, но скоро будет больше. Чем региональный ЦОДД пользуется, чтобы заставить жителей и гостей Тольятти расплатиться рублём за нарушения в потоке транспорта?

Внушительные ящики, типа «Робот» или «Мультирадар», которые раньше «радовали» местных автомобилистов, теперь установлены в основном в качестве муляжей. Сразу два пустых короба стоят на улице Матросова. Их можно увидеть по пути из Центрального района в Комсомольск. Но, например, у санатория «Радуга» на Лесопарковом шоссе установлена вполне себе рабочая коробка тёмно-серого цвета, которая фиксирует превышение ограничения скорости 40 километров в час. Стоит отметить, что большие защитные корпуса использовались ранее также для установки внутри других устройств фиксации, например, комплекса «Арена». 

Однако на момент подготовки материала основу набора камер в Тольятти составляют устройства типа «Кречет» и «Скат». Первых много на Южном Шоссе в Автозаводском районе города. Встречаются они и в Комсомольском районе. Одна из таких камер работает на улице Коммунистической в районе примыкания улицы Механизаторов по направлению к Речному вокзалу.

кречет

«Кречет» способен увидеть и запечатлеть нарушение скоростного режима, езду по обочине или полосе для общественного транспорта, выезд на трамвайные пути и ещё ряд нарушений. 

Аналогичным набором функций обладает «Скат»: он может зафиксировать и движение по встречной полосе, и превышение скорости, и остановку на полосе для общественного транспорта. Одна такая штука установлена на мосту на улице Громовой и на улице Ярославской. Весьма часто попадаются они в Центральном районе Тольятти. Например, такая машина для сбора денег «трудится» на Обводном шоссе в районе съезда на Новозаводскую. Да и на самой транспортной артерии, вытянувшейся вдоль промзоны, этих устройств в избытке. 

скат

Ещё в Тольятти встречается камера типа «Кордон». Вообще, их нередко используют не только в стационарном, но и в передвижном режиме. Хитроумное устройство способно одновременно контролировать до 6 полос движения. Оно может сфотографировать движение по встречной полосе, по обочине и, конечно же, не останется незамеченным для неё превышение скорости. Увидеть его можно, например, по пути из Портпосёлка в Центральный район.  

кордон

Наконец, очень похожи на комплекс «ПРИЗМА-STOS» или же «Астра-Трафик» - новые камеры, установленные на перекрёстке Мира и Карбышева в Центральном районе, а также на перекрёстке Новозаводской и улицы Ларина. Эта штука способна с точность до 98% определить скорость машины, «увидеть» проезд на запрещающий сигнал светофора или пересечение стоп-линии, а также зафиксировать движение по выделенной полосе или обочине. Одновременно автоматический фиксатор отслеживает до 8 полос движения и, разумеется, всю информацию самостоятельно передаёт в ЦОДД. 

Напомним, в Тольятти «парк» видеокамер планируется нарастить суммарно до 252 единиц. 

Андрей Серёгин, фото автора