Одна из наиболее сложных профессий может исчезнуть в России
В Татарстане разработали искусственный интеллект, способный обеспечить удалённое управление грузовиком. Он вполне может оставить без работы профессиональных водителей грузовиков (дальнобойщиков).
Новость о том, что в Набережных Челнах активно разрабатывают и тестируют различные варианты автономного транспорта, собственно, не новость. "Сити Трафик" об этом сообщал еще несколько лет назад. Правда, на днях в Татарстане представили "мобильный накрышный модуль автономного управления автомобилем "Аватар", который позволит сделать беспилотным вообще любой грузовик. Это, пожалуй, ноу-хау, в чём-то превосходящее даже иностранные аналоги, например, от Scania. Иностранцы уже давно работают в этой сфере, но всё же нацелены продавать именно готовые беспилотные машины, а не оборудование для любых других грузовиков.
С помощью новой разработки челнинских инженеров любой грузовик с АКПП, электронными педалями газа и тормоза, а также электрическим усилителем руля, легко превращается в беспилотное транспортное средство. В бортовой компьютер автомобиля удалённо подключается оператор. Сам модуль управления представляет собой массивный "козырёк", устанавливаемый на крышу кабины грузовой машины.
На рождение "Аватара" заводской НТЦ потратил 2 года. В 2020-м приступили к тестированию и отладке всех алгоритмов и программного обеспечения в реальных условиях на машине КАМАЗ-43118.
По задумке КАМАЗовцев беспилотные машины позволять снизить количество ДТП, стоимость перевозок и даже разрядят трафик, поскольку смогут двигаться в часы, когда на дорогах наименьшее количество транспорта. Не без гордости татарстанцы рассказывают про собственный беспилотный автобус "Шатл" и автономный грузовик "Челнок" без кабины, который развозит грузы внутри завода.
Базой сегодняшних систем управления служит отечественная система "Одиссей", которую прорабатывали ранее. Но в новейших образцах дублируются органы управления, система сенсоров перед машиной и вокруг неё, а главное – предусмотрены "запасные" каналы связи. Машина без водителя сможет при потере связи с оператором, переключиться на другой канал. Связь осуществляется через Wi-Fi, высокоскоростную сеть LTE, а также через резервный канал УКВ. Вся система, по словам разработчиков, соответствует европейскому стандарту функциональной безопасности ISO 26262.
"Система автономного управления не устаёт и не засыпает", – констатируют авторы проекта. С этим сложно поспорить. Машины без водителей будут двигаться не быстро – на скоростях до 60 километров в час, но ехать они могут круглосуточно. В перспективе любая транспортная компания может "роботизировать" парк машин.
Безусловно, на пути развития системы беспилотного транспорта в РФ ещё очень и очень много проблем. Дорогостоящая страховка, отсутствие полноценной дорожной инфраструктуры по всей территории страны, да что говорить – неясно пока, как защитить машину без водителя от банального вандализма в глубинке. И всё же теперь есть вполне осязаемые предпосылки к тому, что профессиональным водителям большегрузов придётся переживать за свою работу. Пусть через 5-10 лет, караваны таких беспилотных машин, например, по трассе М-10 или М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом, смогут перевозить грузы совершенно без проблем.
Андрей Серёгин, фото автора