Месяц труда ради двух дней гонки

"СитиТрафик" рассказывает и показывает, как в Тольятти на автодроме КВЦ готовят лёд к автомобильным гонкам, запланированным грядущей зимой.

img

По приглашению руководства ТСТК "Лада" корреспондент "СитиТрафика" приехал на автодром в конце дня когда уже стемнело. Из двух машин, имеющихся в распоряжении тольяттинского спортивно-технического клуба, один (ГАЗ-53) сломался и был поставлен в бокс на ремонт. Но это, разумеется, не отменяет грандиозных планов на сезон, ведь гонщики и зрители ждут.

Поэтому в работе по максимуму задействован ЗИЛ-130 на обыкновенной нешипованной резине. На его раме установлен 6‑тонный бак. Рукав водопровода наполняет ёмкость полностью примерно за 9 – 10 минут. На трассе она полностью опустошается за 18 – 20 минут. Каждый выезд – примерно 4 круга, проезд которых занимает у водителя до 30 минут.

Условная рабочая смена по заливке трассы состоит из 20-30 проездов. Машина постоянно в работе, трасса благодаря подходящей погоде понемногу приобретает нужный облик – лёд блестит, чистый и равномерный. Остаётся дождаться снегопадов, чтобы можно было сформировать брустверы. Нас сразу же пригласили и этот процесс увидеть живьём. Работа шнекоротора – увлекательное зрелище, так что ждём перемены погоды.

Привлечённым специалистам тут платят по 1 тысяче рублей за смену, но средств у клуба немного, поэтому чаще за рулём бывают судьи, работающие на соревнованиях на автодроме КВЦ, а также директор ТСТК “Лада” Юрий Лёзин и даже президент клуба Сергей Бестугин. На горючее (бензин АИ-92) уходит существенно больше денег, чем на воду и оплату работы – до 200 литров в сутки съедают два грузовика.

При этом есть свои тонкости: для того чтобы попасть под шланг с водой, нужно грамотно прицелиться, прикататься. Без должного опыта в темноте не удаётся это сделать порой даже со второго или с третьего раза. К тому же, заехать в подъём на гружёном ЗИЛе – отдельная наука.

Предложение сесть за руль и проехать самостоятельно, чтобы прочувствовать рабочий процесс, было принято с радостью. Конечно, техника специфическая. Здесь двойной выжим сцепления и механическая КПП, с которой справится лишь тот, кто с ней знаком. Попытайся любой из современных водителей, например, угнать это чудо техники – непременно потерпит сокрушительное фиаско.

Передачи включаются даже не так, как на классических вазовских моделях, диаметр рулевого колеса – что-то около колодезного люка, а тормоза вакуумные, и пока в них не накачался воздух, педаль тормоза - практически бесполезный элемент декора. Короче, полный восторг. И, конечно же, безмерное уважение к тем людям, кто кропотливо день за днём работает над фундаментом, который позволит спортсменам провести полноценный сезон.

В общем, пилоты Кубка России по ледовым гонкам, Чемпионата России по зимним трековым гонкам и любители из Межрегионального Кубка могут смело готовить свои машины – лёд будет.

Андрей Серёгин, фото автора