Найдена «вакцина» от уличных гонок

«СитиТрафик» провёл тест-драйв спортивного карта Rotax Max, который за 2 – 3 секунды разго­няется до 100 километров в час и позволяет реально почув­ствовать, что такое скорость. Законно и без вреда для окружающих людей.

Боевую машину 13 сентября 2020 года проте­сти­ровал один из участ­ников сорев­но­ваний Sodi World Series в Ульяновске. Обычного человека из тониро­ванной «Приоры» с пилеными пружинами, счита­ющего себя «уличным гонщиком», катего­ри­чески нельзя сразу сажать за руль такой техники. Потребуется экипи­ровка и хотя бы минимальная подго­товка во избежание травм. Тут не получится, как в городе, со светофора «засви­стеть» покрышками, распу­гивая добро­по­ря­дочную публику. Маршрут будет простой: с разгона — в забор. Но это как раз не значит, что не нужно попытаться приоб­рести опыт управ­ления спортивным картом. Нужною И сейчас мы расскажем, как это получилось у нас.

Для начала разбе­рёмся, что же такое спортивный карт Rotax. В отличие от непово­рот­ливых 9 или 13-сильных машин это лёгкое шасси, сваренное из труб. На него установлен жёсткий «ковш» – сиденье пилота. По центру распо­ла­гается руль, а справа и слева, соответ­ственно, две педали: «газ» и «тормоз». Чуть позади сиденья размещён силовой агрегат мощностью от 28 до 33 сил, в зависи­мости от класса, в котором машина и пилот будут выступать. Для спортс­менов помладше и легче это категории Micro или Mini, а для подростков и взрослых пилотов – Junior и Max. За спиной водителя короткая выхлопная труба. Для улучшения аэроди­намики карт ещё комплектуют пласти­ковым обвесом, состоящим из «носового» обтекателя, передней «губы», двух боковых «отбой­ников», и заднего бампера.

Вообще, спортивный карт – штука предельно аскетичная. В ней кроме перечис­ленных агрегатов установлено немного обору­до­вания: аккуму­лятор, бензо­насос, датчик телеметрии, карбю­ратор, проводка и радиатор. Ещё есть кнопка запуска машины и рычаг включения-отклю­чения зажигания. Последний – обычное явление для любой спортивной машины, независимо от дисци­плины автоспорта и уровня соревнований.

Кстати, история компании-произ­во­дителя силовых агрегатов марки Rotax заслу­живает отдельного внимания. Он уходит корнями в Германию, а затем в Австрию времён начала двадцатого века. Позднее двига­те­ле­стро­и­тельное предприятие ушло «под крыло» французско-канад­ского изобре­тателя Джозефа Бомбардье. Этот человек подарил миру продукцию глобальных концернов Bombardier и BRP. Они произ­водят отнюдь не только технику для картинга, но и квадро­циклы, снегоходы и… даже самолёты. 

Глубже, пожалуй, «копать» не станем. Скажем только, что сегодня наиболее ходовые моторы для спортивного картинга это FR 125, среди которых существует примерно десяток различных модифи­каций. Производитель представляет конструкцию своего детища, как «одноци­лин­дровый двигатель водяного охлаждения с полно­по­точным клапаном, без коробки передач». Крутиться такой «моторчик» может до 10 – 12 тысяч оборотов в минуту. Как уже было сказано выше, выбор двигателя зависит от класса, в котором его будут эксплу­а­ти­ровать. КПП здесь отсут­ствует вовсе. Это реальная гоночная машина.

Она, конечно, намного дешевле болида Формулы 1 или заряженной Lada Vesta для Российской серии кольцевых автомо­бильных гонок, но законы физики, теория скоростного переме­щения предметов в горизон­тальной плоскости и умение пилота управлять быстрой техникой существенно роднят все спортивные машины.

Так, что нам предо­ставили на тест-драйв? Настоящий гоночный карт Rotax Max то ли с 28, то ли с 32-сильным двига­телем на шасси Gillard и чуть «подуставших», но фирменных шинах Mojo для сухого асфальта. Машина к тому же оказалась оснащена не только задними, но и передними тормозами. Правда, от них многие спортсмены сегодня отказы­ваются. Механики спортивного комплекса «Карт Холл», которые готовили технику, отметили, что карт с одних лишь задними тормозами позволяет пилоту быстрее приспо­со­биться к работе с машиной. Спрашивается, что ещё можно хотеть для полного счастья?

Потребуется экипи­ровка! Автоспорт без полно­ценной специ­альной одежды, обуви, защитного шлема, перчаток и, желательно, защиты шеи и рёбер, может представлять серьёзную угрозу здоровью и жизни водителя. Особенно, если он впервые садится за руль незна­комой и невероятно резвой машины. Наш пилот подходит к машине, садится в неё. Включает зажигание. Заводит мотор. И… поехали!

Тестовый заезд продол­жался 15 минут по трассе протя­жён­ностью 1370 метров. Парни и девушки, которые выступали и побеждали в Ульяновске на этапах Чемпионата России и многих других турнирах на такой технике, показывали время менее одной минуты. Лучшее время нашего тест-пилота за 13 кругов – 1 минута 4 секунды, что далеко от идеала, но вполне приемлемо для первого знакомства с машиной. К тому же, пару раз сердца зрителей замирали, когда позднее тормо­жение чуть не привело машину в отбойник из автомо­бильных покрышек. А другой раз – когда ошибка на повороте едва не отправила болид косить газон.

Этот аппарат при нажатии педали газа прочно вдавливает пилота в ковш, а поток воздуха настолько резкий и плотный, что норовит приподнять шлем над головой водителя, если тот чуть небрежно застёгнут. Динамику ускорения можно сравнить разве что с какими-нибудь специ­альными спортивными версиями заводских тюнин­говых ателье а‑ля Subaru WRX STI или Mitsubishi Lancer Evolution. Прямые отрезки трассы закан­чи­ваются так быстро, что с непри­вычки в голове сначала загорается сигнал тревоги: «Всё пропало!». А только потом пилот успевает молние­носно взять себя в руки, чтобы сохранить контроль над резвой «тележкой», стремя­щейся за пределы трассы.

Мощность двигателя может показаться скромной. Но тут нужно учесть, что вес машины вместе со спортс­меном редко превышает 150 – 180 кг. Этих 30 «лошадей» не просто хватает – их очень много. Обуздать такой небольшой табун подчас сложнее, чем какой-нибудь 200-сильный автомобиль кузовной компоновки.

На всякий случай напомним, карт начисто лишён усилителя рулевого управ­ления или антиб­ло­ки­ро­вочной системы тормозов, а также всех прочих помощ­ников и электронных ассистентов, которые стали весьма распро­странены в двадцать первом веке. Тут нет вообще ничего, что позволяет совре­менным гражданским водителям управлять машиной, не научившись даже толком держать руль. Садиться в жёсткое кресло пилота лучше после солидного количества сессий на менее быстрой технике и только в том случае, когда человек уверен, что сможет справиться с дерзким нравом машины.

Когда судья на линии старта-финиша показал отмашку клетчатым флагом, и машина заехала в питлейн, пилот покинул карт. Он несколько минут с трудом подбирал слова, чтобы выразить всё то буйство эмоций и физических ощущений от управ­ления столь быстрой и интересной машиной. Неудивительно! Ведь спортивные карты Rotax Max исполь­зуются в сорев­но­ваниях мирового, европей­ского и россий­ского уровня. У нас наравне с Чемпионатом и Первенством России по картингу на других гоночных машинах прово­дится полно­ценный турнир – Кубок Российской автомо­бильной федерации (Кубок РАФ). Он проходит именно на технике Ротакс.

Кстати, помните картин­гиста Геннадия Новичкова из Тольятти? О нём в декабре 2019 года расска­зывали всему миру британская газета «Daily Mail», российский «Первый канал» и прочая пресса. Так вот, его дочь Валерия Новичкова выступает в Первенстве Приволжского и Уральского федеральных округов по картингу на похожей машине в классе Ротакс Макс юниор.

В общем, это не просто машина. Это болид, который дарит восторг и заставляет в поворотах испытывать серьёзные перегрузки. Он требо­ва­телен к навыкам пилота и состоянию асфальта, по которому передви­гается, но взамен позволяет погру­зиться в гонку настолько, насколько живой человек вообще способен абстра­ги­ро­ваться от окружающей реаль­ности. И особенно приятно, что этот спортивный карт стоит не 1, 2 или 3 миллиона рублей, как другая гоночная техника или многие совре­менные гражданские машины. Беглый осмотр сайтов объяв­лений показал, что такую машину можно легко купить на вторичном рынке, причём недорого. На момент подго­товки данного материала, нашлось сразу несколько Rotax Max с добротными шасси, например Tony Kart, по цене менее 500 тысяч рублей.

Подводя итог, можно вспомнить, как титуло­ванный пилот команды Формулы 1 Scuderia Alpha Tauri Пьер Гасли сказал: «Неважно, как далеко зашла гоночная карьера, картинг навсегда останется автомо­бильными гонками в наиболее чистом виде». Оригинал этого выска­зы­вания на английском языке даже приво­дится на сайте компании-произ­во­дителя машин Rotax: «No matter how far your career takes you, karting is still the purest form of racing». Pierre Gasly.

Что ещё можно добавить? Гонки на любой технике в безопасных условиях, без угрозы для жизни и здоровья граждан­ского населения – штука не только интересная, но и полезная. Лучше проводить время на карто­дроме, чем испытывать терпение ГИБДД и собственную удачу, устраивая лихие гонки по улицам с много­чис­ленными наруше­ниями ПДД и риском навредить себе и другим. Рекомендуем каждому хотя бы раз в жизни попро­бовать себя за рулём анало­гичной гоночной техники.

Текст — Андрей Серёгин, фото — Александр Майский

Поделиться:

Следующая Новость

Депутаты Самарской губдумы возмущены тем, как идут работы на Заводском шоссе в Самаре

Чт Сен 17 , 2020
Вопрос о ходе второго этапа рекон­струкции дороги обсудили на заседании профильного комитета 17 сентября 2020 года. В Самарской губернской думе на заседании комитета по транс­порту 17 сентября депутаты рассмотрели вопрос о ходе реали­зации второго этапа рекон­струкции Заводского шоссе на участке от улицы Авроры до 22 Партсъезда. У большинства членов комитета вновь возникли опасения, что […]

Рубрики