Картинг в Тольятти оказался под угрозой исчез­но­вения

Абсолютно все прокаты картинга в городе закрылись на неопре­де­лённый срок, причем даже не из-за пандемии Covid-19, а по другой причине. Откроются ли они снова – неизвестно.

Картинг в Тольятти оказался под угрозой исчезновения | CityTraffic

Уже привычное затишье на местных картин­говых трассах в Парковом комплексе истории техники им. К.Г. Сахарова, на площадке “ProKart” у Парк-Хауса и на набережной Автозаводского района внезапно всколыхнуло весьма прене­при­ятное известие. Всё, как у классика, только к нам пока ещё ревизор не едет. Хотя пожаловать может в любой момент.

Затяжной простой карто­дромов связан с Постановлением губер­натора Самарской области №150. Им, как и другим развле­ка­тельным учреждениям, предписаны жёсткие ограни­чи­тельные меры для профи­лактики корона­вируса. Все ждали и верили, что в августе 2020 года, наконец, откроются заветные виражи для фанатов скорости. Но вместо этого к владельцам трасс и машин пожаловали незваные гости, которые вежливо, но катего­рично указали, что возоб­новить работу прокаты картинга в Тольятти смогут только после осуществ­ления государ­ственной регистрации аттрак­ционов в строгом соответ­ствии с правилами, утвер­ждёнными Правительством РФ. Независимо от снятия эпиде­мио­ло­ги­ческих ограни­чений.

Dura lex sed lex

Знаменитое выска­зы­вание на латыни харак­те­ризует ситуацию лучше некуда: “Закон суров, но это закон”. Следующие три абзаца будут сухими и скучными, но обойти столь существенные сведения мы не можем.

Мы нашли два Постановления Правительства РФ от декабря 2019 года. Первое – №1732 “Об утвер­ждении требо­ваний к техни­че­скому состоянию и эксплу­а­тации аттрак­ционов” — вступило в силу 4 января 2020 года. Второе – №1939 “Об утвер­ждении Правил государ­ственной регистрации аттрак­ционов” — было опубли­ковано 9 января, а вступило в силу в апреле 2020 года. А заодно “откопали” ГОСТ Р 56985 – 2016, действующий с 2017 года. Это нацио­нальный российский стандарт, регла­мен­ти­рующий безопас­ность аттрак­циона под названием картинг. Только в нём любимое милли­онами людей развле­чение почему-то называется “картин­говые горки”.

Требования, которые содер­жатся в документах, появились в РФ ещё в апреле 2018 года вместе с вступ­лением в силу техни­че­ского регла­мента Евразийского эконо­ми­че­ского союза “О безопас­ности аттрак­ционов” (ТР ЕАЭС 038/2016) и прило­жений к нему. Оказывается, каждая трасса должна быть вместе с машинами офици­ально зареги­стри­рована. Всем владельцам таких площадок нужно иметь “эксплу­а­та­ци­онные документы”: паспорт аттрак­циона с отметками о регистрации, руководство по эксплу­а­тации и техни­че­скому обслу­жи­ванию, журнал ежедневного допуска персонала к работе, журнал учёта техоб­слу­жи­вания и инфор­мацию о людях, которые отвечают за работо­спо­соб­ность машин. 

Правда, в Постановлении №1939 говорится, что этим вопросом занимается Гостехнадзор. Похоже, что это не так. В приёмной замна­чальника тольят­тин­ского отдела данной органи­зации Максима Артюхина корре­спон­денту “СитиТрафика” сообщили, что работают исклю­чи­тельно с крупными промыш­ленными объектами.

По всей форме: опись-прОтокол, сдал-принЯл… отпечатки пальцев!

Поскольку вопрос техни­че­ского свойства и привязан к оформ­лению бумаг, придётся ещё немного окунуться в бюрократию. Эксплуатант (физлицо или юрлицо) обязан зареги­стри­ровать аттракцион. При этом тольят­тинский картинг весь формально относится к аттрак­ционам с низкой степенью потен­ци­ального биоме­ха­ни­че­ского риска (RB‑3). То есть на карто­дроме нельзя упасть с большой высоты, утонуть, они не представляют серьёзной угрозы жизни и здоровью посети­телей. Поэтому серти­фи­ци­ровать их как какие-нибудь голово­кру­жи­тельные “амери­канские горки” не нужно. Но придётся “задекла­ри­ровать”.

Владельцам нужно пригласить эксперта лицен­зи­ро­ванной органи­зации на картодром. Он проведёт техни­ческое освиде­тель­ство­вание и подтвердит докумен­тально, что аттракцион не опасен для посети­телей. Такой “техосмотр” придётся проводить ежегодно. А после него владельцу проката с актом освиде­тель­ство­вания ещё нужно будет обратиться в местный надзорный орган, чтобы получить талон допуска сроком на 1 год эксплу­а­тации.

Не придётся возиться с регистрацией только по аттрак­ционам, которые имеют ничтожную степень потен­ци­ального биоме­ха­ни­че­ского риска (RB‑4). К ним относятся качели-карусели с детских игровых площадок, а ещё спортивное, трени­ро­вочное и другое обору­до­вание исклю­чи­тельно для личных (семейных) нужд.

Изучив документы, можно прийти к выводу, что после процедуры государ­ственной регистрации на каждый карт должны будут повесить госномер по аналогии с транс­портными средствами, которые ездят по дорогам общего пользо­вания. А ещё дадут свиде­тельство о государ­ственной регистрации аттрак­циона (см. образец такого свиде­тельства ниже). Позволим немного иронии. Останется только на каждой картин­говой трассе поставить бдительного инспектора ГИБДД, а лучше камеру фиксации скорости, чтобы штрафовать наруши­телей скоростного режима! Это кстати, не совсем шутка. В документах содер­жится, например, требо­вание не допускать разгона машины свыше 30 километров в час. А ещё нельзя позволять даже лёгкого сколь­жения по поверх­ности трассы. Вот бы посмотреть живьём на это, когда карт едет по трассе в дождь и проходит повороты!

Для справки: даже самые скромные машины в картинге могут разго­няться хотя бы до 40 – 45 километров в час. А далее пилот, исходя из своих ощущений, самосто­я­тельно решает, справ­ляется он с этой скоростью или нет. Если нет, то и разогнать машину он не сможет. Жаль, что соста­вители этих документов из породы канце­лярских работ­ников не уточнили, где и как теперь трени­ро­ваться профес­си­о­нальным гонщикам и любителям картинга, раз аттракцион “упаковали” в такие беспо­щадные и одновре­менно бессмыс­ленные рамки.

Так кто следит за порядком?

Как уже было указано, Ростехнадзор не занимается контролем состояния прокатов картинга. Эта работа отведена… Министерству сельского хозяйства и продо­воль­ствия Самарской области. Внутри ведомства существует отдельное Управление по надзору за техни­ческим состо­янием аттрак­ционов. Начальник данного подраз­де­ления Андрей Карасёв удивился вопросам, прозву­чавшим от корре­спон­дента “СитиТрафика” по телефону.

За офици­альным коммен­тарием он рекомен­довал нам обращаться в пресс-службу регио­нального Правительства, но в частном порядке разъяснил, что ничего нового на самом деле не произошло. Просто регио­нальные власти пытаются перевести все существующие органи­зации “на нормальные правовые рельсы”, навести порядок. Он сказал, что у каждого проката картинга и ранее существовала обязан­ность ежегодно проходить проверку техни­че­ского состояния машин и трассы. Просто теперь, как выразился чиновник, “Система “гуляй-поле” больше не работает”.

Как быть владельцам картинга?

Мы хотели для удобства привести здесь полный список документов, который нужно предо­ставить контро­ли­ру­ющему органу, но в нём то ли 16, то ли 17 пунктов. Легче открыть норма­тивные документы и скопи­ровать его оттуда.

Конкретную лицен­зи­ро­ванную органи­зацию, которая проводит техни­ческий аудит карто­дромов, в надзорном органе не называют, чтобы не возникало признаков коррупции. Говорят только, что в России около 20 таких экспертных компаний, эксплу­а­танты вправе обратиться в любую из них. Мы здесь тоже никого не рекла­мируем, но считаем своим долгом уточнить, что орган по серти­фи­кации должен иметь аккре­ди­тацию для подтвер­ждения соответ­ствия требо­ваниям Техрегламента ЕАЭС 038/2016. Ниже можно увидеть образец аттестата такой аккре­ди­тации.

Кстати, эти органи­зации представлены, например, в Самаре. Не обяза­тельно обращаться в Москву или Санкт-Петербург, чтобы не пришлось оплачивать эксперту дорогу в Тольятти и обратно.

А вообще, из приве­дённых выше норма­тивных документов следует, что у всех объектов категории RB‑3 есть 30 месяцев на оформ­ление всех бумаг с момента вступ­ления в законную силу Правил государ­ственной регистрации аттрак­ционов. С апреля текущего года это получается, что к ним могут прийти с проверками не ранее… октября 2022 года. Но особен­ности толко­вания норма­тивно-правовых документов всё же лучше уточнить у юристов.

Что грозит наруши­телям?

Надзорные органы, увы, не склонны к санти­ментам. В лучшем случае эксплу­а­танта могут привлечь к ответ­ствен­ности в рамках Кодекса РФ об админи­стра­тивных право­на­ру­шениях. А может быть и того хуже, если найдут признаки нарушения по статье 238 Уголовного Кодекса РФ, а именно – оказание услуг, не отвечающих требо­ваниям безопас­ности. Санкции тут суровые – от штрафа около 300 тысяч рублей до лишения свободы на 2 года. В случае гибели людей, чего в совре­менной истории не случалось, вроде бы, даже на спортивных сорев­но­ваниях по картингу, речь может идти даже о лишении свободы на срок до 10 лет.

Ещё раз уточним, что картинг как раз наиболее безопасная форма участия человека в автомо­бильном спорте. Даже так: это наиболее комфортный и законный способ управлять машиной на высокой скорости в пределах специ­альной трассы, не создавая какой-либо опасности для себя и других людей.

Порядок наведут, а работать будет некому

В общем-то, ситуация патовая. Сегодня владельцам картинга нужны деньги, чтобы пригласить эксперта и оформить документы. Средства можно заработать, но заводить моторы катего­ри­чески запретили даже при снятии ограни­чений по профи­лактике корона­вируса.

- Мы, наверное, будем закрывать прокат, – сказал по телефону владелец одной из трёх картин­говых площадок в Тольятти. – Нас сильно “подкосила” пандемия, а теперь ещё это контроллёры пожаловали.

На другом карто­дроме сотрудники тоже не излучают оптимизма – им предва­ри­тельно оценили освиде­тель­ство­вание каждой машины в сумму 12 тысяч рублей. Понятное дело, машина не одна. А ещё нужно органи­зовать приезд эксперта для осмотра трассы. При этом им каждый день звонят люди, желающие привезти гостей покататься. Приезжают любители картинга, у которых прокат – единственная возмож­ность трени­ро­ваться. Всех ждёт фиаско – на дверях красуется объяв­ление “Мы закрыты”.

Для объек­тив­ности картины “Сити Трафик” связался с одним из ульяновских прокатов картинга. Как всегда, у соседей всё чуть демокра­тичнее и удобнее для обычных людей. Даже сорев­но­вания перио­ди­чески прово­дятся. Истории о серти­фи­кации в Ульяновске не удивились и сказали, что уже готовят полно­ценный пакет документов. И в следующем году будут всё опять оформлять офици­ально, деваться некуда.

Что делать любителям картинга?

Завершая эту длинную историю, почему-то хочется напомнить о проти­во­стоянии Минспорта Самарской области и нескольких сотен спортс­менов в декабре 2018 года. Тогда по каким-то канце­лярским формальным признакам множество живых людей, защищающих честь региона на сорев­но­ваниях разного уровня в различных спортивных дисци­плинах, столк­нулись с порази­тельной “глухотой” чинов­ников.

Губернатор в Twitter распо­ря­дился решить проблему, министры засуе­тились, создавая видимость активной деятель­ности, а добиться присвоения спортивных разрядов и званий в конечном счёте удалось лишь нескольким спортс­менам. И то вопреки “помощи” чинов­ников. Впрочем, “эффек­тив­ность” регио­нального Минспорта доста­точно красочно иллюстрирует ситуация, сложив­шаяся в Самаре с профес­си­о­нальным футболом, мы здесь никакого секрета не открыли.

Так и в сегодняшней ситуации с прокатом картинга: кажется, что всё законно. Просто нужно обязать бизнес играть по правилам, которые наше государство установило одина­ковыми для всех. Обыватели и вовсе могут в коммен­тариях написать, что картинг их совер­шенно не интересует. Снова получится, что каждому конкретному человеку, который предпо­читает проводить время на картинге, а не, например, распивать спиртное, придётся самосто­я­тельно искать варианты решения возникшей проблемы. Надеяться просто не на кого.

СитиТрафик” будет следить за развитием событий.

Андрей Серёгин, фото автора

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

Самарскую областную больницу имени Середавина возглавил Сергей Пушкин

Чт Авг 6 , 2020
Он приступит к своим обязан­ностям 7 августа 2020 года. Как сообщили “СитиТрафику” в пресс-службе прави­тельства региона, новым главным врачом Самарской областной больницы имени Середавина стал Сергей Пушкин. К своим обязан­ностям он приступит с пятницы, 7 августа. Сергей Пушкин прора­ботал в областной больнице имени Середавина 23 года. Он был врачом-торакальным хирургом, заведующим хирур­ги­ческим торакальным отделением, замести­телем главного врача […]
Картинг в Тольятти оказался под угрозой исчезновения | CityTraffic

Рубрики