Горьковский автозавод в мае прекратил производство «квадратных» ГАЗонов 3308 и 3309, их заменят новинками из семейства Next.
Эти среднетоннажные грузовики разъезжались по стране с берегов Волги и Оки в течение 30 лет. На их базе строили вахтовые автобусы и военные грузовики, подъёмники, «бочки» и другую разнообразную технику специального назначения. В своё время они во многом заменили широко распространённую рабочую лошадку ГАЗ-53. Выпускались турбодизельные и бензиновые варианты машины.
Около пятнадцати лет назад горьковчане, по сути, создали преемника легендарного ГАЗ-66 – им стал как раз полноприводный ГАЗ-3308 «Садко». Хотя любой внимательный читатель сразу же «срежет», что «шишига» были бескапотной, а у «Садко» присутствует капот. Спорить не будем, но отметим, что на долю ГАЗ-66 выпала служба в различных, порой, весьма тяжёлых военных условиях. Зато «Садко» подхватил эстафету другим способом – машина участвовала, притом весьма успешно, в автомобильных гонках.
Грузовики 3308 и 3309 после цикла технического перевооружения обзавелись довольно надёжным ярославским 150-сильным турбодизелем, а также тормозным механизмом с пневмогидравлическим приводом и АБС. Причём преемники упомянутых моделей «Садко Next» и «Газон Next» тоже активно используются в ралли-рейдах.
Фирменная команда «ГАЗ Рейд Спорт» не только исправно собирает награды внутри России на гонках различного уровня, но и провела эти грузовики до пандемии коронавируса через многодневные международные гоночные марафоны в пустынях и степях. Там техника, надо отдать должное, показала себя весьма достойно (см. фото).
С окончанием сборки машин 3308 и 3309 для тех, кто уже эксплуатирует данные модели, мало что изменится. Запчасти долго ещё будут доступны, и, по данным завода, новые грузовики этих моделей какое-то время даже будут поставляться на экспорт до завершения действующих договоров поставки. Интернациональная история машин не самая обширная, но примерно в десяти странах мира эти трудяги встречаются в сельском хозяйстве и вооружённых силах.
Андрей Серёгин, фото Дениса Горохова и автора